Аннотация к АОП ДО ОВЗ УО

АННОТАЦИЯ
к Адаптированной образовательной программе дошкольного образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)) Государственного бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детский сад №47 компенсирующего вида
Фрунзенского района г.Санкт-Петербург
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №
47 Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее по тексту – ГБДОУ №47 или дошкольное
образовательное учреждение, или образовательное учреждение) осуществляет
образовательную деятельность на одной площадке, расположенной по адресу СанктПетербург, ул. Малая Балканская, д.42, корп.2, лит. А. В данном учреждении в группах
компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью (далее по тексту –
УО) реализуется Адаптированная образовательная программа дошкольного образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)) (далее по тексту – Программа).
Программа представляет собой учебно-методическую документацию, на
основании которой педагогический коллектив ГБДОУ №47 организует и реализует
образовательную деятельность обучающихся с УО в возрасте от 3 до 7 лет, работу по
воспитанию, формированию и развитию личности дошкольников с учётом их
индивидуальных способностей и возможностей.
Структура реализуемой Программы, в том числе рабочей программы воспитания,
которая является частью учебно-методической документации Программы, соответствует
требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования (далее по тексту - ФГОС ДО) и включает три основных раздела – целевой,
содержательный и организационный, в каждом из них предусматривается обязательная
часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений (п.2.11.ФГОС ДО);
и дополнительный раздел Программы – текст её краткой презентации (п.2.13 ФГОС ДО).
Объём обязательной части Программы должен соответствовать федеральной
адаптированной образовательной программе для детей с ограниченными возможностями
здоровья и быть не менее 60% от общего объёма Программы; объём части, формируемой
участниками образовательных отношений – не более 40%. Содержание и планируемые
результаты Программы должны быть не ниже соответствующих содержанию и
планируемых результатов федеральной программы (п.2.10. ФГОС ДО).
Обязательная часть каждого раздела Программы соответствует Федеральной
адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с
ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту – ФАОП ДО)
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может
быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу,
позволяющую ознакомиться с содержанием выбранного участниками образовательных
отношений методического обеспечения. Учебно-методические материалы могут
включать все виды учебных изданий, обеспечивающие реализацию основной
образовательной программы ДО и созданные в соответствии с ГОСТ Р 7.0.60-20206. 1
1

Рекомендации по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и
комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ
дошкольного образования п.4.3. стр.19

Образовательная деятельность и воспитание осуществляются на государственном
языке Российской Федерации.
Программа разработана в соответствии с:
федеральным законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования» (далее – ФГОС ДО);
приказом Министерства просвещения РФ от 21.01.2019 г. №31 «О внесении
изменения в федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155»;
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2022 №955
«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки РФ и
Министерства просвещения РФ, касающиеся федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»;
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 №1028
«Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»;
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 №1022
«Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы
дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
приказом Министерства просвещения РФ от 31.07.2020г. №373 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования»;
приказом Министерства просвещения РФ от 1 декабря 2022 г. № 1048 «О внесении
изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 373»;
иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и СанктПетербурга;
Уставом ГБДОУ детский сад № 47.
Программа адресована педагогическим и иным работникам, работающим с
обучающимися данного образовательного учреждения, а также родителям (законным
представителям) несовершеннолетних обучающихся.
Программа направлена на создание развивающей образовательной среды для детей
дошкольного возраста, открывающей возможности для позитивной социализации
ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих
способностей, индивидуализации на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками
в соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности и учетом особых
образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья (далее
по тексту – ОВЗ).

В Программе отражены содержание обучения и воспитания, особенности
организации образовательной деятельности и образовательного процесса, учитывающие
возраст детей и их образовательные маршруты, направленность групп, а также участие
родителей (законных представителей) в реализации Программы.
Рабочая программа воспитания является компонентом содержательного раздела
Программы.
Цель реализации Программы: обеспечение условий для дошкольного
образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и
дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями его развития и состояния
здоровья.
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,
способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение
доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого
ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье
и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях
интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития
человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Задачи Программы:
- реализация содержания АОП ДО;
- коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, в
том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в
период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка,
социального статуса;
- создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными,
психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и
творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ как субъекта отношений спедагогическим
работником, родителями (законными представителями), другими детьми;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил
и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие их
социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование
предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и
индивидуальным особенностям развития обучающихся с ОВЗ;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных
представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования,
охраны и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного, и
начального общего образования.
Программа строится на основе общих закономерностей развития детей раннего

и дошкольного возраста с ЗПР, с учетом их индивидуальных особенностей и
сенситивных периодов развития психических процессов.
Программа строится на основе общих закономерностей развития детей
дошкольного возраста с УО, с учетом их индивидуальных особенностей и сенситивных
периодов развития психических процессов.
Психолого-педагогическая характеристика детей раннего и дошкольного
возраста с нарушениями интеллекта.
Интеллектуальная недостаточность (умственная отсталость) - состояние
задержанного или неполного умственного развития, которое характеризуется прежде всего
снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют
общий уровень интеллекта (т.е. познавательных способностей, языка, моторики,
социальной дееспособности). Умственная отсталость может возникнуть на фоне другого
психического или физического нарушения либо без него.
Общими чертами для всех детей с нарушением интеллекта помимо их позднего
развития и снижения умственных способностей являются также нарушения всех сторон
психики: моторики, сенсорики, внимания, памяти, речи, мышления, высших эмоций.
Недоразвитие двигательной сферы детей с нарушением интеллекта выражается в
нарушениях и слабости статистических и локомоторных функций, координации, точности
и темпа произвольных движений. Движения детей замедленны, неуклюжи, они плохо
бегают, не умеют прыгать.
Моторная недостаточность у различных групп данной категории детей
проявляется по-разному. В одних случаях двигательное недоразвитие обнаруживается в
бедности, однообразности движений, резкой замедленности их темпа, вялости, неловкости,
угловатости. У детей с преобладанием процесса возбуждения, наоборот, отмечается
повышенная подвижность, но их движения нецеленаправленны и беспорядочны, они
затрудняются производить последовательные, координированные действия, зачастую
такой ребенок не может самостоятельно обслужить себя.
Внимание детей с нарушенными функциями интеллекта всегда в той или иной
степени нарушено: его трудно привлечь, оно малоустойчиво, дети легко отвлекаются. Им
свойственна крайняя слабость активного внимания, необходимого для достижения заранее
поставленной цели.
Для детей данной категории характерно поверхностное, глобальное восприятие, т.е.
восприятие предметов в целом, они не применяют анализа воспринимаемого материала, его
сравнения.
Для мышления обучающихся с нарушением интеллекта характерны еще в большей
степени те же черты, что и для сенсорной деятельности: беспорядочность, бессистемность
имеющихся представлений и понятий, отсутствие или слабость смысловых связей,
трудность их установления, инертность, узкая конкретность мышления и чрезвычайная
затрудненность обобщений. Дети способны лишь к самым элементарным обобщениям. Они
могут установить различия между отдельными предметами; при обучении способны
объединить предметы в определенные группы (одежда, животные и др.). Однако различия
между отдельными предметами и явлениями устанавливаются ими только в пределах
конкретного; при необходимости отвлечения от конкретной ситуации они становятся
беспомощными. Понятийные обобщения у детей с нарушением интеллекта образуются с
большим трудом, часто заменяются ситуационными обобщениями или отказом от всякого
обобщения. Такие дети не могут расположить по порядку картинки, на которых в
определенной последовательности изображены события; они кладут их беспорядочно, без

учета изображенного содержания. Составить связный рассказ из нескольких сюжетных
картинок дети также не могут.
С особой яркостью недостатки мышления проявляются при обучении грамоте или
счету. Такие дети могут научиться чтению, однако осмыслить текст многие из них не в
состоянии. Воспитанники не могут обобщить прочитанное, у них наблюдается ярко
выраженная фрагментарность восприятия, из-за чего предложения текста оказываются
логически не связанными между собой. Допущенных ошибок дети не замечают, и,
соответственно, не могут их исправить. Это говорит о неосознанном, механическом
усвоении материала. С возрастом и в результате обучения у детей накапливаются
представления и элементарные понятия, но они мало связаны между собой. Их суждения
очень бедны, не самостоятельны: они повторяют заимствованное от окружающих их людей
без переработки на основе собственного опыта. Многое в их суждениях является простым
подражанием.
Познание психологических механизмов интеллектуальной несостоятельности
умственно отсталых детей позволило бы решать многие важнейшие вопросы коррекции их
развития. Некоторые исследователи пытаются вскрыть эти причины и делают
определенные теоретические выводы.
В исследовании интеллектуальной сферы умственно отсталых детей, кроме того,
что констатируется низкий уровень умственного развития этих детей, подчеркивается
также «резкое понижение психического тонуса», «негативизм, ускользание от внешних
раздражений, невнимательность, психическая пассивность». Эти черты «непринятия
задачи» отмечаются в исследованиях Н.И. Волохова, И.М. Соловьева, А.Н. Граборова.
В тесной связи с грубыми нарушениями интеллекта находится глубокое
недоразвитие речи. Прежде всего, появление речи, как правило, сильно запаздывает.
Степень недоразвития речи чаще всего соответствует степени общего психического
недоразвития. В младшем возрасте дети плохо, примитивно понимают чужую речь. Они
улавливают тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, связанные
большей частью с их непосредственными потребностями. В дальнейшем понимание
обращенной речи, их пассивный словарь расширяется и обогащается, однако понимание
остается ограниченным и связанным только с личным опытом ребенка. Отсутствие речи
компенсируется жестами, нечленораздельными звуками, своеобразными словами, в
которые дети вкладывают вполне определенный смысл.
Память детей с нарушениями интеллекта отличается малым объемом и
значительным количеством искажений при воспроизведении материала. Логическая и
механическая память находятся на одинаково низком уровне.
Все нарушения и дефекты, присущие детям с нарушенной функцией интеллекта, со
всей полнотой и яркостью проявляются в их трудовой деятельности: часто они не
могут изменить свою деятельность соответственно новой инструкции. Они предпочитают
однообразное повторение одних и тех же заученных ими операций. Создается так
называемый косный стереотип, который с трудом преодолевается в незнакомой обстановке.
В подавляющем большинстве случаев умственная отсталость является следствием
органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Негативное влияние
органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс
оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребенка –
мотивационно-потребностная,
социально-личностная,
моторно-двигательная;
эмоционально-волевая сфера, а также когнитивные процессы: восприятие, мышление,
деятельность, речь, поведение. Умственная отсталость является самой распространенной
формой интеллектуального нарушения, но также имеются около 350 генетических

синдромов, которые приводят к стойким и необратимым нарушениям познавательной
деятельности. Разное сочетание психического недоразвития и дефицитарности
центральной нервной системы обуславливает замедление темпа усвоения социального и
культурного опыта, в результате происходит темповая задержка, нивелирование
индивидуальных различий, базирующихся на первичном (биологическом) нарушении, и
усиления внимания к социальным факторам в развития детей. Это требует создания
специальных условий, поиска обходных путей, методов и приемов, которые, учитывая
уровень актуального развития ребенка, тем не менее, будут ориентированы на зону его
ближайшего развития с самого раннего детства.
В соответствии с МКБ-11 на основе психометрических исследований выделяют 4
степени умственной отсталости: легкая (IQ - 50 – 69, код F70), умеренная (IQ - 35 – 49, код
F71), тяжелая умственная отсталость (IQ - 20 – 34, код F 72), глубокая умственная
отсталость (IQ ниже 2, код F 73) и другие формы умственной отсталости (код F 78).
При организации коррекционно-педагогической работы, необходимо учитывать, с
одной стороны, степень выраженности умственной отсталости, а с другой – общие
закономерности нормативного развития, последовательность и поэтапность становления
формируемых функций.
В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих
принципах:
1. Поддержка разнообразия детства.
2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем
развитии человека.
3. Позитивная социализация ребенка.
4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия
педагогических работников и родителей (законных представителей), педагогических и
(иных работников Организации) и обучающихся.
5. Содействие и сотрудничество обучающихся и педагогических работников,
признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
6. Сотрудничество Организации с семьей.
7. Возрастная адекватность образования. Данный принцип предполагает подбор
образовательными организациями содержания и методов дошкольного образования в
соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
Специфические принципы и подходы к формированию АОП ДО для
обучающихся с ОВЗ:
1. Принцип учета единства диагностики и коррекции отклонений в развитии.
2. Принцип учета закономерностей развития ребенка, характерных для становления
ведущей деятельности и психологических новообразований в каждом возрастном периоде.
3. Принцип определения базовых достижений ребенка с интеллектуальными
нарушениями в каждом возрастном периоде с целью планирования и осуществления
коррекционной работы, направленной на раскрытие потенциальных возможностей его
развития.
4. Принцип учета развивающего характера обучения, основывающегося на
положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учета соотношения "актуального
уровня развития" ребенка и его "зоны ближайшего развития".
5. Принцип учета приоритетности формирования способов усвоения общественного
опыта ребенком (в том числе и элементов учебной деятельности) как одной из ведущих
задач обучения, которое является ключом к его развитию и раскрытию потенциальных

возможностей и способностей.
6. Принцип обогащения традиционных видов детской деятельности новым
содержанием.
7. Принцип стимуляции эмоционального реагирования, эмпатии и использование их
для развития практической деятельности обучающихся, общения и воспитания адекватного
поведения.
8. Принцип расширения форм взаимодействия педагогических работников с детьми
и создание условий для активизации форм партнерского сотрудничества между детьми.
9. Принцип учета роли родителей (законных представителей) или лиц, их
заменяющих, в коррекционно-педагогической работе.
10. Принцип учета анализа социальной ситуации развития ребенка и его семьи.
Подходы к формированию адаптированных программ для обучающихся с УО:
- деятельностный подход к организации целостной системы коррекционнопедагогической работы с ребенком;
- личностно-ориентированный подход к воспитанию и обучению обучающихся
через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы.
Содержание программы учитывает личностную направленность педагогического
взаимодействия и приоритеты социализации ребенка. В связи с этим важнейшим
компонентом общеразвивающей и коррекционной работы является преодоление
социальной недостаточности ребенка.
Планируемые результаты реализации Программы для обучающихся с УО.
В соответствии со Стандартом специфика дошкольного детства и системные
особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка
дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты
освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования
и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка с ОВЗ
к концу дошкольного образования.
Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение
целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные
характеристики развития ребенка с ОВЗ. Они представлены в виде изложения возможных
достижений обучающихся на разных возрастных этапах дошкольного детства.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».