Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №47 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт – Петербурга ПРИНЯТА на заседании Педагогического совета ОУ протокол №1 от 28.08.2024 г. УТВЕРЖДЕНА Заведующий ГБДОУ №47 Богданова А.Б. ________ приказ № 226 от 30.08.2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ в подготовительных к школе группах компенсирующей направленности для детей с интеллектуальными нарушениями «Яблонька» на 2024 – 2025 учебный год Инструктор по ФК: Солонина Н.В. Санкт – Петербург 2024 1 Паспорт программы Рабочая программа инструктора по физической культуре в подготовительных к школе группах компенсирующей направленности для детей с ТНР «Теремок», «Колокольчик», «Солнышко» Название программы Сроки реализации 2024 – 2025 учебный год ГБДОУ детский сад №47 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга Наименование учреждения Солонина Надежда Владимировна должность – инструктор по физической культуре образование - высшее квалификационная категория - первая Автор программы 2 ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Целевой раздел ………………………………………………………………..........................……4 1.1 Пояснительная записка…………………………………………………........................…………4 1.2. Цели и задачи Программы ……………………………………………………………………… 4 1.3. Принципы построения Программы ……………………………………………………………. 5 1.4. Специфические принципы и подходы к формированию Программы для обучающихся с ТНР ……………………………………………………………………………………………………. 6 1.5. Планируемые результаты ………………………………………………………………………. 7 2. Содержательный раздел……………………………………………………..........................……..8 2.1 Образовательная нагрузка ………………………………………………........................………..8 2.2 Годовое планирование инструктора по физической культуре……………........................……8 2.3 Формы организации двигательной деятельности………………………….............................. 10 2.4 Возрастные особенности ............................................................................................................. 11 2.5 Содержание работы по разделу «Физическая культура» ......................................................... 13 2.6 Примерный перечень основных движений и подвижных игр ................................................. 14 2.7 Перспективное планирование на учебный год .......................................................................... 16 2.8 Планируемые результаты ............................................................................................................ 19 2.9 Мониторинг освоения раздела «Физическая культура»…...................................................…. 19 2.10 Комплексная система физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ…….......................20 2.11 Описание форм, средств, методов образовательной работы …............................................. 21 2.12 Интеграция образовательных областей ................................................................................... 22 2.13 План взаимодействия с родителями ......................................................................................... 23 3. Организационный раздел…………………………......……………………................…………..24 3.1 Материально-техническое обеспечение программы ................................................................ 24 3.2 Взаимодействие со специалистами ........................................................................................... 26 3.3 Основные виды организованной образовательной деятельности по физической культуре 28 3.4 Режим двигательной активности ............................................................................................... 30 3.5 Предметно-развивающая среда в спортивном зале ................................................................. 31 Список литературы…………………………………………………................……………………...32 3 1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ. 1.1 Пояснительная записка Рабочая программа инструктора по физической культуре ГБДОУ детский сад №47 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт – Петербурга составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования на основе Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) ГБДОУ №47. Данная рабочая программа разработана в соответствии с: федеральным законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее – ФГОС ДО); приказом Министерства просвещения РФ от 21.01.2019 г. №31 «О внесении изменения в федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155»; приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2022 №955 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки РФ и Министерства просвещения РФ, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»; приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 №1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; приказом Министерства просвещения РФ от 31.07.2020г. №373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; приказом Министерства просвещения РФ от 1 декабря 2022 г. № 1048 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 373»; иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга; Приказ Минтруда России от 13.03.2023 N 136н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-дефектолог" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.04.2023 N 73027). Уставом ГБДОУ детский сад № 47. 4 1.2. Цели и задачи Программы Цель образовательной программы Обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося старшего дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовнонравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Задачи образовательной программы: - реализация содержания АОП ДО; - коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ; - охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, в том числе их эмоционального благополучия; - обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса; - создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми; - объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; - формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности; - формирование социокультурной среды, соответствующей индивидуальным особенностям развития обучающихся с ОВЗ; психофизическим и - обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, охраны и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ; - обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного, и начального общего образования. Цель рабочей программы: гармоничное физическое развитие; формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой; формирование основ здорового образа жизни. 5 Задачи программы по физической культуре, реализуемые в данной программе: Оздоровительные: Образовательные: Воспитательные: - охрана жизни и укрепление здоровья, обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организма; - формирование двигательных умений и навыков; - формирование интереса к занятиям физическими упражнениями и потребностью в них; - всестороннее физическое совершенствование функций организма; - овладение ребёнком элементарными знаниями о своём организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья. -повышение работоспособности. - развитие физических качеств; - разностороннее гармоничное развитие ребёнка (не только физическое, но и умственное, нравственное, эстетическое, трудовое). Программа направлена на: − реализацию принципа доступности, учитывая возрастные особенности воспитанников; − соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», реализуя принцип систематичности и последовательности; − усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования дошкольниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями. 1.3. В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах: 1. Поддержка разнообразия детства. 2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. 3. Позитивная социализация ребенка. 4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагогических работников и родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ и обучающихся. 5. Содействие и сотрудничество обучающихся и педагогических работников, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. 6. Сотрудничество ДОУ с семьей. 7. Возрастная адекватность образования. Данный принцип предполагает подбор содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. 6 1.4. Специфические принципы и подходы к формированию Программы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями: 1. Принцип учета единства диагностики и коррекции отклонений в развитии. 2. Принцип учета закономерностей развития ребенка, характерных для становления ведущей деятельности и психологических новообразований в каждом возрастном периоде. 3. Принцип определения базовых достижений ребенка с интеллектуальными нарушениями в каждом возрастном периоде с целью планирования и осуществления коррекционной работы, направленной на раскрытие потенциальных возможностей его развития. 4. Принцип учета развивающего характера обучения, основывающегося на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учета соотношения "актуального уровня развития" ребенка и его "зоны ближайшего развития". 5. Принцип учета приоритетности формирования способов усвоения общественного опыта ребенком (в том числе и элементов учебной деятельности) как одной из ведущих задач обучения, которое является ключом к его развитию и раскрытию потенциальных возможностей и способностей. 6. Принцип обогащения традиционных видов детской деятельности новым содержанием. 7. Принцип стимуляции эмоционального реагирования, эмпатии и использование их для развития практической деятельности обучающихся, общения и воспитания адекватного поведения. 8. Принцип расширения форм взаимодействия педагогических работников с детьми и создание условий для активизации форм партнерского сотрудничества между детьми. 9. Принцип учета роли родителей (законных представителей) или лиц, их заменяющих, в коррекционно-педагогической работе. 10. Принцип учета анализа социальной ситуации развития ребенка и его семьи. Подходы к формированию адаптированных программ для обучающихся с интеллектуальными нарушениями: - деятельностный подход к организации целостной системы коррекционно-педагогической работы с ребенком; - личностно-ориентированный подход к воспитанию и обучению обучающихся через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы. Содержание программы учитывает личностную направленность педагогического взаимодействия и приоритеты социализации ребенка. В связи с этим важнейшим компонентом общеразвивающей и коррекционной работы является преодоление социальной недостаточности ребенка. 7 1.5. Планируемые результаты. В соответствии с особенностями психофизического интеллектуальными нарушениями планируемые результаты предусмотрены в ряде целевых ориентиров. развития освоения ребенка с Программы Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы К концу дошкольного возраста обучающиеся могут научиться: - выполнять по речевой инструкции ряд последовательных движений без предметов и с предметами; - попадать в цель с расстояния 5 метров; - бросать и ловить мяч; - находить свое место в шеренге по сигналу; - ходить на носках, на пятках и внутренних сводах стоп; - согласовывать темп ходьбы со звуковыми сигналами; - перестраиваться в колонну и парами, в соответствии со звуковыми сигналами; - ходить по наклонной гимнастической доске; - лазить вверх и вниз по гимнастической стенке, перелазить на соседний пролет стенки; - ездить на велосипеде (трех или двухколесном); - ходить и бегать с изменением направления - змейкой, по диагонали; - прыгать на двух ногах и на одной ноге; - знать и выполнять комплекс упражнений утренней зарядки, для разминки в течение дня; - самостоятельно участвовать в знакомой подвижной игре; - выполнять комплекс разминочных и подготовительных движений; - соблюдать правила гигиены в повседневной жизни. - выполнять основные гигиенические навыки; - владеть навыками повседневного ухода за своими зубами (чистить утром и вечером, полоскать после еды); - выполнять комплекс утренней зарядки; - показывать месторасположение позвоночника и сердца; - выполнять элементарные дыхательные упражнения под контролем педагогического работника; 8 - перечислить по просьбе педагогического работника полезные продукты для здоровья человека; - иметь элементарные представления о роли солнца, света, чистого воздуха и воды для жизни и здоровья человека; - выполнять 3-4 упражнения для снятия напряжения с глаз; - использовать приемы самомассажа пальцев рук, кистей и стоп; - перечислить правила безопасного поведения дома и на улице; - иметь представление о необходимости заботливого и внимательного отношения к своему здоровью. 9 2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ. 2.1 Образовательная нагрузка Возрастная группа Подготовительная группа Количество НОД в неделю Количество НОД в год / /время время 3 / по 30 минут 108 / 3240 минут 2.2. Годовое планирование инструктора по физической культуре Месяц Методическая работа Сентябрь Составление перспективного плана работы на основе результатов обследования детей. Смотр групп на готовность к новому учебному году (спортивные уголки). Физкультурно – оздоровительная работа Организационно – массовая работа Проведение организованной образовательной деятельности по физической культуре на улице. Участие в организации и проведении музыкальноспортивного праздника «Осенины» Октябрь Выбор темы по самообразованию. Проведение организованной образовательной деятельности по физической культуре в зале Спортивная викторина «Летние виды спорта». Ноябрь Участие в Педагогическом совете ДОУ. Проведение организованной образовательной деятельности по физической культуре в зале Проведение спортивного развлечения «По сказочным дорожкам» Декабрь Изучение новой методической литературы. Проведение организованной образовательной деятельности по физической культуре в зале Спортивная викторина «Зимние виды спорта» Проведение организованной образовательной деятельности по физической культуре в зале Проведение физкультурного досуга «Зимние забавы». Январь 10 Февраль Участие в Педагогическом совете ДОУ. Проведение организованной образовательной деятельности по физической культуре в зале Проведение физкультурного досуга «А ну-ка, мальчики». Март Работа над темой по самообразованию. Проведение организованной образовательной деятельности по физической культуре в зале Проведение физкультурного досуга «А ну-ка, девочки». Апрель Анализ физкультурно– оздоровительной работы за текущий учебный год. Проведение организованной образовательной деятельности по физической культуре в зале Проведение спортивного праздника «Веселые старты» Май Анализ полученных результатов мониторинга детей. Подготовка к итоговому Педсовету. Подготовка к летней оздоровительной компании. Проведение организованной образовательной деятельности по физической культуре в зале Открытое занятие «Весенняя капель». Июнь Изучение новой методической литературы, оформление документации. Проведение организованной образовательной деятельности по физической культуре на улице. Участие в организации и проведении музыкальноспортивного праздника «День народных игр» СТРУКТУРА ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ В СПОРТИВНОМ ЗАЛЕ. Физкультура проводится 2 раза в неделю в спортивном зале. Различные формы и методы проведения занятий способствуют закреплению двигательных умений и навыков, воспитанию физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости), развитию координации движений, пространственной ориентации и укреплению их физического и психического здоровья. 11 2.3 Формы организации двигательной деятельности Выделяется 6 основных форм организации двигательной деятельности в режиме учебного дня, каждая из которых отражает свои цели и задачи: 1 - традиционная (обучающий характер, смешанный характер, вариативный характер), 2 - тренировочная (повторение и закрепление определенного материала), 3 - игровая (подвижные игры, игры-эстафеты), 4 - сюжетно-игровая (может включать различные задачи по развитию речи и ознакомлением с окружающим миром, а также по формированию элементарных математических представлений), 5- с использованием тренажеров (спортивная перекладина, гимнастическая велотренажер, беговая дорожка, гимнастическая скамья, батут, диск здоровья и т.п.), стенка, 6 - по интересам, на выбор детей (мячи, обручи, кольцеброс, полоса препятствий, тренажеры, скакалки). Приобретаемые знания, умения и навыки в последующем закрепляются в системе самостоятельных занятий физическими упражнениями: утренней зарядке, физкультминутках и подвижных играх во время прогулок. Развитию самостоятельности в старшем дошкольном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные дошкольниками на занятиях физической культурой. ФИЗКУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ. Физкультурно – досуговые мероприятия направлены на формирование у детей выносливости, смекалки, ловкости, умения жить в коллективе, усиление интереса к физическим упражнениям, двигательной активности, приобщают к спорту и здоровому образу жизни. Физкультурные досуги и праздники проводятся в форме веселых игр, забав, развлечений. Упражнения, выполняемые с эмоциональным подъемом, оказывают благоприятное воздействие на организм ребенка. На физкультурных досугах и праздниках не только закрепляются двигательные умения и навыки детей, развиваются двигательные качества (быстрота, ловкость, ориентировка в пространстве и др.), но и способствуют воспитанию чувства коллективизма, товарищества, дружбы, взаимопомощи, развивают выдержку и внимание, целеустремленность, смелость, упорство, дисциплинированность и организованность. 12 2.4. Возрастные особенности развития детей 6 -7 лет Интеллектуальная недостаточность (умственная отсталость) - состояние задержанного или неполного умственного развития, которое характеризуется прежде всего снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т.е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности). Умственная отсталость может возникнуть на фоне другого психического или физического нарушения либо без него. Общими чертами для всех детей с нарушением интеллекта помимо их позднего развития и снижения умственных способностей являются также нарушения всех сторон психики: моторики, сенсорики, внимания, памяти, речи, мышления, высших эмоций. Недоразвитие двигательной сферы детей с нарушением интеллекта выражается в нарушениях и слабости статистических и локомоторных функций, координации, точности и темпа произвольных движений. Движения детей замедленны, неуклюжи, они плохо бегают, не умеют прыгать. Моторная недостаточность у различных групп данной категории детей проявляется по-разному. В одних случаях двигательное недоразвитие обнаруживается в бедности, однообразности движений, резкой замедленности их темпа, вялости, неловкости, угловатости. У детей с преобладанием процесса возбуждения, наоборот, отмечается повышенная подвижность, но их движения нецеленаправленны и беспорядочны, они затрудняются производить последовательные, координированные действия, зачастую такой ребенок не может самостоятельно обслужить себя. Внимание детей с нарушенными функциями интеллекта всегда в той или иной степени нарушено: его трудно привлечь, оно малоустойчиво, дети легко отвлекаются. Им свойственна крайняя слабость активного внимания, необходимого для достижения заранее поставленной цели. Для детей данной категории характерно поверхностное, глобальное восприятие, т.е. восприятие предметов в целом, они не применяют анализа воспринимаемого материала, его сравнения. Для мышления обучающихся с нарушением интеллекта характерны еще в большей степени те же черты, что и для сенсорной деятельности: беспорядочность, бессистемность имеющихся представлений и понятий, отсутствие или слабость смысловых связей, трудность их установления, инертность, узкая конкретность мышления и чрезвычайная затрудненность обобщений. Дети способны лишь к самым элементарным обобщениям. Они могут установить различия между отдельными предметами; при обучении способны объединить предметы в определенные группы (одежда, животные и др.). Однако различия между отдельными предметами и явлениями устанавливаются ими только в пределах конкретного; при необходимости отвлечения от конкретной ситуации они становятся беспомощными. Понятийные обобщения у детей с нарушением интеллекта образуются с большим трудом, часто заменяются ситуационными обобщениями или отказом от всякого обобщения. Такие дети не могут расположить по порядку картинки, на которых в определенной последовательности изображены события; они кладут их беспорядочно, без учета изображенного содержания. Составить связный рассказ из нескольких сюжетных картинок дети также не могут. С особой яркостью недостатки мышления проявляются при обучении грамоте или счету. Такие дети могут научиться чтению, однако осмыслить текст многие из них не в состоянии. Воспитанники не могут обобщить прочитанное, у них наблюдается ярко выраженная 13 фрагментарность восприятия, из-за чего предложения текста оказываются логически не связанными между собой. Допущенных ошибок дети не замечают, и, соответственно, не могут их исправить. Это говорит о неосознанном, механическом усвоении материала. С возрастом и в результате обучения у детей накапливаются представления и элементарные понятия, но они мало связаны между собой. Их суждения очень бедны, не самостоятельны: они повторяют заимствованное от окружающих их людей без переработки на основе собственного опыта. Многое в их суждениях является простым подражанием. Познание психологических механизмов интеллектуальной несостоятельности умственно отсталых детей позволило бы решать многие важнейшие вопросы коррекции их развития. Некоторые исследователи пытаются вскрыть эти причины и делают определенные теоретические выводы. В исследовании интеллектуальной сферы умственно отсталых детей, кроме того, что констатируется низкий уровень умственного развития этих детей, подчеркивается также «резкое понижение психического тонуса», «негативизм, ускользание от внешних раздражений, невнимательность, психическая пассивность». Эти черты «непринятия задачи» отмечаются в исследованиях Н.И. Волохова, И.М. Соловьева, А.Н. Граборова. В тесной связи с грубыми нарушениями интеллекта находится глубокое недоразвитие речи. Прежде всего, появление речи, как правило, сильно запаздывает. Степень недоразвития речи чаще всего соответствует степени общего психического недоразвития. В младшем возрасте дети плохо, примитивно понимают чужую речь. Они улавливают тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, связанные большей частью с их непосредственными потребностями. В дальнейшем понимание обращенной речи, их пассивный словарь расширяется и обогащается, однако понимание остается ограниченным и связанным только с личным опытом ребенка. Отсутствие речи компенсируется жестами, нечленораздельными звуками, своеобразными словами, в которые дети вкладывают вполне определенный смысл. Память детей с нарушениями интеллекта отличается малым объемом и значительным количеством искажений при воспроизведении материала. Логическая и механическая память находятся на одинаково низком уровне. Все нарушения и дефекты, присущие детям с нарушенной функцией интеллекта, со всей полнотой и яркостью проявляются в их трудовой деятельности: часто они не могут изменить свою деятельность соответственно новой инструкции. Они предпочитают однообразное повторение одних и тех же заученных ими операций. Создается так называемый косный стереотип, который с трудом преодолевается в незнакомой обстановке. В подавляющем большинстве случаев умственная отсталость является следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Негативное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребенка – мотивационнопотребностная, социально-личностная, моторно-двигательная; эмоционально-волевая сфера, а также когнитивные процессы: восприятие, мышление, деятельность, речь, поведение. Умственная отсталость является самой распространенной формой интеллектуального нарушения, но также имеются около 350 генетических синдромов, которые приводят к стойким и необратимым нарушениям познавательной деятельности. Разное сочетание психического недоразвития и дефицитарности центральной нервной системы обуславливает замедление темпа усвоения социального и культурного опыта, в результате происходит темповая задержка, 14 нивелирование индивидуальных различий, базирующихся на первичном (биологическом) нарушении, и усиления внимания к социальным факторам в развития детей. Это требует создания специальных условий, поиска обходных путей, методов и приемов, которые, учитывая уровень актуального развития ребенка, тем не менее, будут ориентированы на зону его ближайшего развития с самого раннего детства. В дошкольном возрасте особенности развития умственно отсталых детей проявляются более выражено. Первый вариант развития при легкой степени умственной отсталости характеризуется как «социально близкий к нормативному». В социально-коммуникативном развитии: у многих детей отмечается выразительная мимика и потребность к взаимодействию с окружающими. При контактах с новым взрослым они смотрят в глаза, улыбаются, адекватно ситуации используют слова вежливости и правильные выражения, охотно включаются в предметно-игровые действия. Однако, в ситуации длительного взаимодействия (или обучения) не могут долго удерживать условия задания, часто проявляют торопливость, порывистость, отвлекаясь на посторонние предметы. При выполнении задания дети ориентируются на оценку своих действий от взрослого, и, учитывая его эмоциональные и мимические реакции, интонацию, проявляют желание продолжать начатое взаимодействие. По уровню речевого развития эти дети представляют собой весьма разнообразную группу. Среди них имеются дети, совсем не владеющие активной речью; дети, владеющие небольшим объемом слов и простых фраз; дети с формально хорошо развитой речью. Но всех их объединяет ограниченное понимание обращенной речи, привязанность к ситуации, с одной стороны, и оторванность речи от деятельности – с другой. Речь не отражает интеллектуальных возможностей ребенка, не может служить полноценным источником передачи ему знаний и сведений. Фразовая речь отличается большим количеством фонетических и грамматических искажений: овладение грамматическим строем речи на протяжении дошкольного возраста, как правило, не происходит. Особенно страдает у детей связная речь. Одной из характерных особенностей фразовой речи оказывается стойкое нарушение согласования числительных с существительными. Словарный запас в пассивной форме значительно превышает активный. Есть слова, которые ребенок с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) может произносить к какой-либо картинке, предмету, но не понимает, когда их произносит другой человек вне привычной ситуации. Это свидетельствует о том, что у умственно отсталых детей длительно сохраняется ситуативное значение слова. Семантическая нагрузка слова у них намного меньше, чем у детей в норме того же возраста. Ситуативное значение слова, недостаточная грамматическая оформленность речи, нарушение фонематического слуха и замедленность восприятия обращенной к ребенку речевой инструкции приводят к тому, что речь взрослого часто либо совсем не понимается, либо понимается неточно и даже искаженно. Активная речь бедна, понимание лексико-грамматических конструкций затруднено, отмечается стойкое нарушение звукопроизношения, однако в ситуации взаимодействия дети используют аграмматичные фразы, иногда дополняя их жестами В процессе активной коммуникации дети проявляют интерес к запоминанию стихов, песен, считалок, что заслуженно определяет им место в кругу сверстников. Многие родители таких детей стремятся развивать в них музыкальность и артистизм, однако, в силу ограниченных возможностей к усвоению нового материала, они не могут даже в школьном возрасте быть самостоятельными в проявлениях этих способностей. Для усвоения 15 определенной роли или песни им требуется длительное время, специальные методы и приемы, для запоминания новых текстов и материала. Все дети этой группы откликаются на свое имя, узнают его ласковые варианты, знают имена родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек. Знают, какие вкусные блюда готовят близкие люди по праздникам. Многие дети с удовольствием рассказывают про домашних животных, как их кормят и что они делают в доме, но при этом затрудняются в рассказе о том, чем полезно это животное в быту. Опыт показывает, что в новой ситуации дети теряются, могут не узнавать знакомых взрослых, не отвечать на приветствия, проявляя негативизм в виде отказа от взаимодействия. Таким образом, в новой ситуации проявляются специфические отклонения в личностном развитии, как недостаточное осознание собственного «Я» и своего места в конкретной социальной ситуации. На прогулках дети проявляют интерес к сверстникам, положительно взаимодействуют с ними в разных ситуациях. Они участвуют в играх с правилами, соблюдая партнерские отношения. В коллективных играх эти дети подражают продвинутым сверстникам, копируя их действия и поведение. Однако ситуации большого скопления людей, шумные общественные мероприятия вызывают у детей раздражение, испуг, что приводит к нервному срыву и невротическим проявлениям в поведении (крик, плач, моргание глазами, раскачивание корпуса, подергивание мышц лица, покусывание губ, непроизвольные движения ногами или руками, высовывание языка и др.). Поэтому эти дети проявляют свою готовность лишь к взаимодействию в группах с небольшим количеством детей. В быту эти дети проявляют самостоятельность и независимость: обслуживают себя, умываются, одеваются, убирают игрушки и др. Тем не менее, их нельзя оставлять одних на длительное время даже в домашних условиях, так как они нуждаются в организации собственной деятельности со стороны взрослых. Отсутствие контроля со стороны взрослых провоцирует ситуацию поиска ребенком какого-либо занятия для себя (может искать игрушки высоко на шкафу или захотеть разогреть еду, или спрятаться в неудобном месте и т. д.). Развитие личности: дети ощущают свои промахи и неудачи и не остаются к ним равнодушными. Во многих случаях они переживают свои ошибки, у них могут возникнуть нежелательные реакции на неудачу. Очень распространены у детей приспособления к требованиям, которые предъявляют к ним окружающие. Эти приспособления далеко не всегда адекватны, возникает «тупиковое подражание» – эхолалическое повторение жестов и слов без достаточного понимания их смысла. У детей наблюдаются трудности в регуляции поведения, не появляется контроль в произвольном поведении. Дети с нарушениями интеллекта не всегда могут оценить трудность нового, не встречающегося в их опыте задания, и поэтому не отказываются от выполнения новых видов деятельности. Но, если им дается задание, которое они уже пытались выполнить и потерпели при этом неудачу, они зачастую отказываются действовать и не стремятся довести начатое дело до конца. У детей не наблюдается соподчинения мотивов, импульсивные действия, сиюминутные желания – преобладающие мотивы их поведения. Наряду с этим речь взрослого может организовать деятельность дошкольника, направить ее, регулировать процесс его деятельности и поведение. Познавательное развитие характеризуется тем, что дети охотно выполняют сенсорные задачи, могут проявлять интерес к свойствам и отношениям между предметами. К концу дошкольного возраста эти дети достигают такого уровня развития восприятия, с которым дети в норме подходят к дошкольному возрасту, хотя по способам ориентировки в 16 задании они опережают этот уровень. Перцептивная ориентировка возникает у них на основе усвоения отдельных эталонов, которому способствует усвоение слов, обозначающих свойства и отношения. В ряде случаев выбор по слову оказывается у детей с нарушениями интеллекта лучше, чем выбор по образцу, так как слово выделяет для ребенка подлежащее восприятию свойство. Овладев выбором по образцу на основе зрительной ориентировки, дети не могут осуществить выбор из большого количества элементов, затрудняются при различении близких свойств, не могут учитывать эти свойства в действиях с дидактическими игрушками. У детей изучаемой категории развитие восприятия происходит неравномерно, усвоенные эталоны зачастую оказываются нестойкими, расплывчатыми, отсутствует перенос усвоенного способа действия с одной ситуации на другую. Весьма сложными являются взаимоотношения между восприятием свойства, знанием его названия, возможностью действовать с учетом данного свойства и возможностью производить на его основе простейшие обобщения. Дети, успешно выделяющие свойства во время занятий, не могут подобрать парные предметы по просьбе педагога, совсем не выделяют их в быту, в самостоятельной деятельности, тогда, когда нужно найти определенный предмет в помещении. В развитии восприятия проявляются нестойкие сенсорные образы-восприятия и образыпредставления о свойствах и качествах предметов (дети употребляют названия сенсорных признаков, но эти названия либо произносятся неразборчиво, либо не соотносятся с реальным свойством предмета); объем памяти резко снижен. Группировку предметов по образцу с учетом функционального назначения выполняют с помощью взрослого. Обобщающие слова находятся в пассивном словарном запасе, исключение предмета из группы затруднено, поиск решения осуществляется во многих случаях хаотическим способом. С заданиями на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями дети не справляются. Понимание короткого текста, воспринятого на слух, вызывает трудности, также, как и скрытый смысл. При этом дети способны лишь соотнести образ знакомого предмета с его вербальным описанием (справляются с простыми загадками). Задания на установление количественных отношений между предметами выполняют только с наглядной опорой. Все эти особенности познавательной и речевой деятельности требуют использования в обучении детей специальных методик и приемов обучения. Деятельность, в целом, сопровождается нецеленаправленными действиями, равнодушным отношением к результату своих действий. После 5-ти лет в игре с игрушками у детей этого варианта развития все большее место начинают занимать процессуальные действия. При коррекционном обучении формируется интерес к сюжетной игре, появляется положительные средства взаимодействия с партнером по игре, возможности выполнять определенные роли в театрализованных играх. В игровой деятельности у детей отмечается интерес к дидактическим и сюжетным игрушкам и действиям с ними: они выполняют процессуальные и предметно-игровые действия, охотно участвуют в сюжетно-ролевой игре, организуемой взрослым, используют предметызаместители в игровой ситуации. Задания по продуктивным видам деятельности дети принимают охотно, однако, результаты весьма примитивны, рисунки – предметные, а постройки – из трех-четырех элементов. Особенностью этих детей является недооценка своих возможностей в разных видах деятельности, в том числе и в коллективных играх со сверстниками. Несмотря на то, что во многих случаях они проявляют инициативу, отзывчивость и взаимопомощь, результаты их 17 действий часто непродуктивны, а иногда даже в ущерб себе. Продуктивные виды детской деятельности: в процессе коррекционного обучения у детей формируется интерес и практические умения выполнять задания по лепке, рисованию, аппликации и конструированию. Дети овладевают умениями работать по показу, подражанию, образцу и речевой инструкции. К концу дошкольного возраста у детей появляется возможность участвовать в коллективных заданиях по рисованию и конструированию. Дети охотно принимают и выполняют самостоятельно задания до конца по рисованию и конструированию, основанные на своем практическом опыте. Однако рисование и конструирование по замыслу вызывает у них затруднения. Физическое развитие: дети овладевают основными видами движений - ходьбой, бегом, лазанием, ползанием, метанием. Они охотно принимают участие в коллективных физических упражнениях и подвижных играх. Со временем проявляют способности к некоторым видам спорта (например, в плавании, в беге на лыжах, велогонках и др.). Однако вышеперечисленные особенности развития детей с легкой степенью интеллектуального нарушения могут быть сглажены или корригированы при своевременном целенаправленном педагогическом воздействии. Таким образом, главная особенность развития детей в этом варианте развития характеризуется готовностью к взаимодействию со взрослыми и сверстниками на основе сформированных подражательных способностей, умениям работать по показу и образцу. 18 2.5. Содержание работы по разделу «Физическая культура» Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни - формировать у обучающихся представление о человеке как о целостном разумном существе, у которого есть душа, тело, мысли, чувства; - уточнить представления каждого ребенка о своей внешности, половой принадлежности и основных отличительных чертах внешнего строения; - воспитывать у обучающихся потребность в выполнении гигиенических навыков; - обращать внимание обучающихся на приятные ощущения от наличия чистых рук, волос, тела, белья, одежды; - закрепить представление обучающихся о режиме дня, необходимости и полезности его соблюдения; - обучать обучающихся приемам самомассажа и укрепления здоровья через воздействие на биологически активные точки своего организма; - познакомить обучающихся с ролью подвижных игр и специальных упражнений для снятия усталости и напряжения; - познакомить обучающихся со значением солнца, света, чистого воздуха и воды и их влиянием на жизнь и здоровье человека; - познакомить обучающихся с месторасположением и основным назначением позвоночника в жизни человека, обучать правилам соблюдения правильной осанки и приемам расслабления позвоночника в позиции лежа и сидя; - познакомить обучающихся с приемами правильного дыхания и с элементарными дыхательными упражнениями; - познакомить обучающихся с правилами ухода за своими зубами, со связью здорового полноценного питания со здоровыми зубами и деснами, с основами рационального питания. Физическая культура - учить обучающихся выполнять упражнения по показу, по подражанию и отдельные задания по речевой инструкции (руки вверх, вперед, в стороны, руки за голову, на плечи); - учить обучающихся ловить и бросать мячи большого и среднего размера; - учить обучающихся передавать друг другу один большой мяч, стоя в кругу; - учить обучающихся метать в цель мешочек с песком; - учить обучающихся ползать по гимнастической скамейке на четвереньках; - учить обучающихся подлезать и подползать через скамейки, ворота, различные конструкции; - формировать у обучающихся умение удерживаться и лазить вверх и вниз по гимнастической стенке; - учить обучающихся ходить по доске и скамейке, вытянув руки в разные стороны либо вперед; - учить обучающихся ходить на носках с перешагиванием через палки; - учить обучающихся ходить, наступая на кубы, "кирпичики", ходить, высоко поднимая колени "как цапля"; - формировать у обучающихся желание участвовать в коллективных подвижных играх, самостоятельно принимать участие в них, проявлять инициативу при выборе игры; - учить обучающихся бегать змейкой, прыгать "лягушкой"; - учить обучающихся передвигаться прыжками вперед; - учить обучающихся выполнять скрестные движения руками; - учить обучающихся держаться самостоятельно на воде, демонстрируя некоторые действия (прыгать, передвигаться, бросать мяч); - учить обучающихся выполнять по речевой инструкции ряд последовательных движений без предметов и с предметами; - учить обучающихся попадать в цель с расстояния 5 метров; 19 - продолжать учить обучающихся бросать и ловить мячи разного размера; - учить обучающихся находить свое место в шеренге по сигналу; - учить обучающихся ходить на носках, на пятках и внутренних сводах стоп; - учить обучающихся согласовывать темп ходьбы со звуковыми сигналами; - продолжать учить обучающихся перестраиваться в колонну и парами, в соответствии со звуковыми сигналами; - учить обучающихся ходить по наклонной гимнастической доске; - учить обучающихся лазить вверх и вниз по шведской стенке, перелазить на соседний пролет стенки; - продолжать обучающихся учить езде на велосипеде; - учить обучающихся ходить и бегать с изменением направления - змейкой, по диагонали; - закрепить умение у обучающихся прыгать на двух ногах и на одной ноге; - продолжать обучить выполнению комплекса упражнений утренней зарядки и разминки в течение дня; - формировать у обучающихся желание участвовать в знакомой подвижной игре, предлагать другим детям участвовать в играх; - уточнить представления каждого ребенка о своей внешности, половой принадлежности и основных отличительных чертах внешнего строения; - воспитывать у обучающихся потребность в выполнении гигиенических навыков; - обращать внимание обучающихся на приятные ощущения от наличия чистых рук, волос, тела, белья, одежды; - закрепить представление обучающихся о режиме дня, необходимости и полезности его соблюдения. 2.6. Примерный перечень основных движений и подвижных игр Вид движений Содержание Ходьба Ходьба обычная, на носках с разными положениями рук, а пятках, на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колена (бедра), широким и мелким шагом, приставным шагом вперед и назад, гимнастическим шагом, перекатом с пятки на носок; ходьба в полуприседе. Ходьба в колонне по одному, по двое, в шеренге. Ходьба в разных направлениях: по прямой с поворотами, по кругу, змейкой (между предметами), врассыпную. Ходьба с выполнением заданий (присесть, изменить положение рук); ходьба с чередованием бега, прыжками, изменением направления и темпа, со сменой направляющего. Упражнения в равновесии Ходьба по доске, по гимнастической скамейке (боком приставным шагом; с перешагиванием через предметы; с поворотами; с мешочком на голове, на спине; приседая на одной ноге и пронося другую махом вперед сбоку скамейки; поднимая прямую ногу и делая под ней хлопок; с остановкой псередине и перешагиванием палки/веревки, с приседанием и поворотом кругом, с перепрыгиванием через ленточку). Ходьба по веревке (диаметр 1,5 – 3 см) прямо и боком. Кружение с закрытыми глазами в обе стороны (с остановкой и выполнением различных фигур). 20 Бег Бег обычный, на носках, с высоким подниманием колен, мелким и широким шагом, сильно сгибая ноги назад, выбрасывая прямые ноги вперёд. Бег в колонне (по одному, по двое), из разных исходных положений, в разных направлениях, с различными заданиями, с преодолением препятствий. Бег со скакалкой, с мячом, по доске, бревну, в чередовании с ходьбой, прыжками, с изменением темпа. Непрерывный бег в течение 2-3 минут. Бег со средней скоростью на 80120 м (2-4 раза) в чередовании с ходьбой; челночный бег 3-5 раз по 10 м. Бег на скорость: 30 м примерно за 6,5 – 7,5 секунды к концу года. Бросание, ловля, метание Перебрасывание мяча друг другу снизу, из-за головы (расстояние 3-4 метра), из положения сидя ноги скрестно; через сетку. Бросание мяча вверх, о землю и ловля его двумя руками (не менее 20 раз подряд); одной рукой (правой, левой; не менее 10 раз), бросание мяча вверх и ловля его с хлопками, поворотами. Отбивание мяча правой и левой рукой поочерёдно на месте и в движении. Ведение мяча в разных направлениях. Перебрасывание набивных мячей. Метание на дальность правой и левой рукой (6-12 м). Метание в цель из разных исходных положений (стоя, стоя на коленях, сидя), метание в горизонтальную и вертикальную цель (с расстояния 4-5 м), метание в движущуюся цель. Ползание, Ползание на четвереньках по гимнастической скамейке, бревну; ползание на лазанье животе и спине по гимнастической скамейке, подтягиваясь руками и отталкиваясь ногами. Пролезание в обруч разными способами. Подлезание под дугу, гимнастическую скамейку несколькими способами подряд (высота 35-50 см). Лазанье по гимнастической стенке с изменением темпа, сохранением координации движений, использование перекрёстного и одноимённого движения рук и ног, перелезанием с пролёта на пролёт по диагонали. Прыжки Прыжки на двух ногах: на месте (разными способами) по 30 прыжков 3-4 раза в чередовании с ходьбой, с поворотом кругом, продвигаясь вперед на 5-6 м, с зажатым между ног мешочком с песком. Прыжки через 6-8 набивных мячей последовательно через каждый; а одной ноге через линию, веревку вперед и назад, вправо и влево, на месте и с продвижением. Прыжки вверх из глубокого приседа, на мягкое покрытие с разбега (высота до 40 см). Прыжки с высоты 40 см, в длину с места (около 100 см), в длину с разбега (180-190 см), вверх с места, доставая предмет, подвешенный на 25-30 см выше поднятой руки ребенка, с разбега (не менее 50 см). Прыжки через короткую скакалку разными способами, прыжки через длинную скакалку по одному, парами, прыжки через большой обруч (как через скакалку). Подпрыгивание на двух ногах, стоя на скамейке, продвигаясь вперёд. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед по наклонной поверхности. Групповые упражнения Построение (самостоятельно) в колонну по одному, в круг, в шеренгу. Перестроение в колонну по двое, по трое, по четыре на ходу; из одного круга в несколько(2-3). Расчет «первый – второй» и перестроение из одной шеренги в две. Равнение в колонне, шеренге, круге; размыкание и смыкание приставным шагом; повороты направо, налево, кругом. 21 Подвижн ые игры С бегом: «Быстро возьми, быстро положи», «Перемени предмет», «Ловишка, бери ленту», «Совушка», «Чьё звено скорее соберется?», «Кто коре докатит обруч до флажка?», «Жмурки», «Два Мороза», «Догони свою пару», «Краски», «Горелки», «Коршун и наседка». С прыжками: «Лягушка и цапля», «Не попадись», «Волк во рву». С метанием и ловлей: «Кого назвали, тот ловит мяч», «Стоп», «Кто самый меткий?», «Охотник и звери», «Ловишки с мячом». С ползанием и лазаньем: «Перелёт птиц», «Ловля обезьян». Эстафеты: «Дорожка препятствий», «Весёлые задания». С элементами соревнований: «Кто скорее добежит через препятствия к флажку?», «Чья команда забросит в корзину больше мячей». Народные игры: «Гори, гори ясно!», лапта. 22 2.7 Перспективное планирование на учебный год Разделы программы Ходьба Ходьба обычная, с изменением темпа, направления Ходьба на носках, на пятках, на наружных сторонах стоп Ходьба змейкой (между предметами), врассыпную С выполнением заданий (присесть, изменить положение рук) Ходьба в чередовании с бегом, прыжками, Бег Бег обычный Бег на носках Бег с высоким подниманием колена Бег в разных направлениях: по кругу, змейкой, врассыпную Ползание, лазанье Ползание на четвереньках по прямой; змейкой; между предметами Ползание по горизонтальной и наклонной доске Ползание, опираясь на стопы и ладони сентябрь * * * октябрь * * * * * ноябрь * * * * * декабрь * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * Подлезание под дугу, верёвку, на четвереньках * * Ползанье на четвереньках по скамейке * * * Прыжки Прыжки на двух ногах на месте Прыжки продвигаясь вперёд * * * * Перепрыгивание через ручеёк * * * * * * * * * Прыжки из обруча в обруч Перепрыгивание через палки * * * * * * * Прыжки с высоты Прыжки в длину с места * * * 23 Бросание, ловля, метание Катание мячей, обручей друг другу Отбивание мяча о землю правой и левой рукой * * * * * * * * Упражнения в равновесии Ходьба между линиями * Ходьба по верёвке * * Ходьба подоске * * * * * * * * * * * * * Ходьба по гимнастической скамейке Ходьба с перешагиванием через предметы * Строевые упражнения Построение в колонну по одному, шеренгу, круг, в рассыпную Повороты направо * * * * * * * * * * * * * * * 24 Разделы программы январь февраль март апрель май Ходьба Ходьба обычная Ходьба на носках, на пятках, на наружных сторонах стоп Ходьба с высоким подниманием колена * * * * * * * * * * * * * * * Ходьба приставным шагом в сторону (правую и левую) Ходьба змейкой (между предметами), врассыпную * * * С выполнением заданий (присесть, изменить положение рук) Ходьба в чередовании с бегом, прыжками, изменениями темпа, направляющего Ходьба в колонне по одному, по двое Ходьба по прямой, по кругу, вдоль границ зала * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * Бег Бег обычный Бег на носках Бег с высоким подниманием колена, мелким и широким шагом Бег врассыпную, по кругу, змейкой Бег в колонне Непрерывный бег 2-3 мин. Бег на расстояние 80-120 м Челночный бег * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * Бег на 30 м 25 Ползание, лазанье Ползание на четвереньках по прямой; змейкой; между предметами * Полз. по гимн. скамейке на животе, подтягиваясь руками Ползание, опираясь на стопы и ладони Подлезание под воротики, верёвку (в - 50 см) Лазанье по гимн. лесенке * * * * * * * * * * * * * * 26 Прыжки Прыжки на двух ногах на месте Прыжки продвигаясь вперёд * * * * Перепрыгивание через гимн. палки * * Прыжки с высоты 40 см * * * * * * * * * * Прыжки в длину с места * * * * Бросание, ловля, метание Катание мячей, обручей друг другу * * Бросание мяча друг другу снизу * * * * Отбивание мяча о землю правой и левой рукой * * * Метание предметов на дальность в горизонт. и вертикальную цель * * * * * * * * Упражнения в равновесии Ходьба между линиями Ходьба по верёвке Ходьба по гимнастической скамейке Ходьба с перешагиванием через предметы * * * * * * * * * * * * * * * Строевые упражнения Построение в колонну по одному, шеренгу, круг * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * 18 2.8. Планируемые результаты 1. Самостоятельно, быстро и организованно строиться и перестраиваться во время движения; 2. Выполнять общие упражнения активно, с напряжением, из разных исходных положений; 3. Выполнять упражнения выразительно и точно, в соответствии с музыкальной фразой или указаниями; 4. Сохранять динамическое и статическое равновесие в сложных условиях; 5. Сохранять скорость и заданный темп бега; ритмично выполнять прыжки, мягко приземляясь, сохранять равновесие после приземления; 6. Отбивать, передавать мяч разными способами; точно попадать в цель (вертикальную, горизонтальную, кольцеброс и другие); 7. Энергично подтягиваться на скамейке различными способами. Быстро и ритмично лазать по наклонной и вертикальной лестницам; 8. Организовать игру с группой сверстников. 2.9 Мониторинг освоения раздела «Физическая культура» В начале и конце каждого учебного года проводится мониторинг физической подготовленности дошкольников, содержание которого включает в себя нормативы, разработанные в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и настоящей рабочей программой. Физическая подготовленность является наиболее важным результатом мониторинга, включающая основные физические качества. Уровень физической подготовленности в наибольшей степени объективно отражает морфофункциональное состояние организма, определяющее потенциал здоровья. При этом тестирование воспитанников не представляет каких-либо сложностей и является непосредственной обязанностью инструктора по физической культуре. ТАБЛИЦА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ Показатели развития двигательных качеств Результаты М Д Бег 30м. 9,2-7,9 с 9,8-8,3 с Прыжки в длину с места 100-110 см 95-104 см Прыжок в высоту с места 20-26 см 20-35 см Метание набивного мяча (1 кг) 187-270 см 138-221 см Статическое равновесие, с 7,0-11,8 9,4-14,2 19 Критерии и нормы оценки показателей физической подготовленности Уровень показателя Высокий Средний Низкий Обозначение В С Н Балл 3 2 1 Границы баллов, определяющие уровень физической подготовленности Уровень показателя Высокий Средний Низкий Обозначение в с н Балл 2,6-3,0 1,6-2,5 до 1,5 2.10. Комплексная система физкультурно-оздоровительной работы ДОУ Создание условий для двигательной активности детей: - гибкий режим дня; - занятия по подгруппам; - создание условий (оборудование спортзала, спортивных уголков в группах, спортинвентарь). Система двигательной деятельности + система психологической поддержки: - утренняя гимнастика; - приём детей на улице в тёплое время года; - физкультурные занятия; - музыкальные занятия; - логоритмика (в коррекционных группах); - двигательная активность на прогулке; - физкультура на улице; - подвижные игры; - динамические паузы на занятиях; - физкультурные досуги, забавы, игры. Система закаливания: - утренний приём на воздухе в тёплое время года; - облегчённая форма одежды; - одностороннее проветривание во время сна; - воздушные ванны; - обширные умывания; - полоскание рта. Организация здорового питания: - организация второго завтрака (соки, фрукты); - введение овощей и фруктов в обед и полдник; - замена продуктов для детей - аллергиков; 20 - соблюдение питьевого режима; - гигиена приёма пищи; - индивидуальный подход к детям во время пищи; - правильность расстановки мебели. Диагностика уровня развития, состояния здоровья: - диагностика уровня физического развития; - диспансеризация детей с привлечением врачей поликлиники. 2.11. Описание форм, средств и методов образовательной работы Формы образовательной работы: Игровая беседа с элементами движений Игра Утренняя гимнастика Интегративная деятельность Упражнения Экспериментирование Ситуативный разговор Беседа Рассказ Чтение Проблемная ситуация Формы организации двигательной деятельности Выделяется 6 основных форм организации двигательной деятельности в режиме учебного дня, каждая из которых отражает свои цели и задачи: 1. Традиционная форма (обучающий характер, смешанный характер, вариативный характер); 2. Тренировочная форма (повторение и закрепление определенного материала); 3. Игровая форма (подвижные игры, игры-эстафеты); 4. Сюжетно-игровая форма (может включать различные задачи по развитию речи и ознакомлением с окружающим миром, а также по формированию элементарных математических представлений); 5. Форма занятия с использованием тренажеров (спортивная стенка, гимнастическая скамья, батут, диск здоровья и т.п.); 6. По интересам, на выбор детей (мячи, обручи, полоса препятствий, скакалки). Приобретаемые знания, умения и навыки в последующем закрепляются в системе самостоятельных занятий физическими упражнениями: на утренней зарядке, физкультминутках и подвижных играх во время прогулок. Развитию самостоятельности в старшем дошкольном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные дошкольниками на занятиях физической культурой. Способы образовательной работы 21 Фронтальный способ. Все дети одновременно выполняют одно и то же упражнение. Применяется при обучении детей ходьбе, бегу, в общеразвивающих упражнениях, в различных заданиях с мячом. Поточный способ. Дети поточно друг за другом (с небольшим интервалом), передвигаются, выполняя заданное упражнение (равновесие – ходьба по шнуру, гимнастической скамейке; прыжки с продвижением вперед и т.д.). Этот способ позволяет педагогу корректировать действия детей, устранять ошибки и главное – оказывать страховку в случае необходимости. Данный способ широко используется для закрепления пройденного материала. Групповой способ. Дети по указанию инструктора распределяются на группы, каждая группа получает определенное задание и выполняет его. Одна группа занимается под руководством педагога, другие занимаются самостоятельно или в парах (с мячом). Индивидуальный способ. Применяется при объяснении нового программного материала, когда на примере одного ребенка (наиболее подготовленного) дается показ и объяснение задания, внимание детей обращается на правильность выполнения техники упражнения, на возможные ошибки и неточности. Методы и приемы обучения Наглядные: - наглядно-зрительные приемы (показ техники выполнения физических упражнений, использование наглядных пособий и спортивного оборудования, зрительные ориентиры); - тактильно – мышечные приемы (непосредственная помощь инструктора); Словесные: - объяснения, пояснения, указания; - подача команд, распоряжений, сигналов; - вопросы к детям и поиск ответов; - образный сюжетный рассказ, беседа; - словесная инструкция; - слушание музыкальных произведений. Практические: - выполнение и повторение упражнений без изменения и с изменениями; - выполнение упражнений в игровой форме; - выполнение упражнений в соревновательной форме; - самостоятельное выполнение упражнений на детском спортивном оборудовании в свободной игре. 2.12. Интеграция образовательных областей Физическая культура по своему интегрирует в себе такие образовательные области как, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Социально-коммуникативное развитие. Развивать игровой опыт совместной игры взрослого с ребенком и со сверстниками, побуждать к самостоятельному игровому творчеству в подвижных играх. Развивать умение четко и лаконично давать ответ на поставленный вопрос и выражение своих эмоций, проблемных моментах и пожеланий. Развивать коммуникативные способности при общении со сверстниками и взрослыми: помочь товарищу в затруднительной ситуации при выполнении задания, разрешить конфликт через общение. Познавательное развитие. Обогащать знания о двигательных режимах, видах спорта. Развивать интерес к изучению себя и своих физических возможностей: осанка, стопа, рост, 22 движение. Формировать представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья. Речевое развитие. Обогащать активный словарь на занятиях по физкультуре (команды, построения, виды движений и упражнений); развивать звуковую и интонационную культуру речи в подвижных и малоподвижных играх. Художественно-эстетическое развитие. Обогащать музыкальный репертуар детскими песнями и мелодиями. Развивать музыкально-ритмические способности детей, научить выполнять упражнения в соответствии с характером и темпом музыкального сопровождения. 2.13. План взаимодействия с родителями Месяц Темы консультаций (стенды в группе, папки-передвижки) Темы выступлений на родительских собраниях Сентябрь «Гигиеническое значение спортивной формы» «Особенности физического развития детей дошкольного возраста» Октябрь «О пользе утренней гимнастики» Ноябрь «Подвижные игры на прогулке» Декабрь «Веселые зимние каникулы» Январь «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия в домашних условиях» Совместные досуги с родителями Февраль «Вместе с папой» Март «Вместе с мамой» Апрель «Помогите ребёнку расти здоровым» 23 Май «Организация двигательной активности ребёнка летом» ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ. 3.1 Материально-техническое обеспечение программы Особенности организации предметно-пространственной среды для физического развития. Среда должна стимулировать физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм. В ходе подвижных игр, в том числе спонтанных, дети должны иметь возможность использовать игровое и спортивное оборудование. Игровая площадка должна предоставлять условия для развития крупной моторики. Игровое пространство (как на площадке, так и в помещениях) должно быть трансформируемым (меняться в зависимости от игры и предоставлять достаточно места для двигательной активности). Физкультурное оборудование и инвентарь К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования. Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям дошкольников; его количество определяется из расчета активного участия всех детей в процессе занятий. Важнейшее требование — безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закругленными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется педагогом перед занятием. В нашем дошкольном отделении имеется следующее оборудование: щит баскетбольный 2 шт.; кольцо баскетбольное 2шт.; мячи баскетбольные; щит (мишень) для метания в цель навесной 2 шт.; канат; стойка и планка для прыжков в высоту; скакалки; массажные дорожки для ног; обручи гимнастические; мячи резиновые различного диаметра; шарики массажные (ежики); мешочки с грузом 150 гр. и 450 гр.; - маты гимнастические 4 шт.; дуги для подлезания 40 см и 50 см; доска наклонная; гантели неоприновые; гимнастические скамейки 2 шт. 24 Оснащение развивающей предметно-пространственной среды Направление Вид образовательной помещений деятельности ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Развитие физических качеств Музыкально(скоростных, силовых, физкультурный гибкости и координации). зал, игровые Накопление и обогащение помещения двигательного опыта детей всех групп, (овладение основными участок движениями). учреждения Оснащение музыкальный центр; оборудование для ходьбы, бега, равновесия, прыжков, катания, бросания, ползания и лазания и общеразвивающих упражнений; картотеки подвижных игр; картотека «Игры, которые лечат»; игры на ловкость (кегли, «Поймай рыбку» и т.д.); - атрибуты для спортивных игр (хоккей, бадминтон и др.); игровые комплексы (горка); качели, карусели; материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек. Формирование у Музыкально оборудование для ходьбы, бега, воспитанников потребности физкультурный равновесия, прыжков, катания, в двигательной активности и зал, игровые бросания, ползания, лазания и физическом помещения общеразвивающих упражнений; совершенствовании. всех групп, настольно-печатные игры («Виды участок спорта» и др.); учреждения игры на ловкость (кегли, «Поймай рыбку» и т.д.); атрибуты для спортивных игр (хоккей, бадминтон и др.); игровые комплексы (горка); качели, карусели Сохранение и укрепление Все развивающие игры; физического и психического пространство художественная литература; здоровья детей. учреждения, игры на ловкость; участок дидактические игры на развитие учреждения психический функций (мышления, внимания, памяти, воображения); оборудование для ходьбы, бега, равновесия, прыжков, катания, бросания, ползания и лазания и общеразвивающих упражнений; _ картотеки подвижных игр; картотека «Игры, которые лечат»; атрибуты для спортивных игр (хоккей, бадминтон и др.); игровые комплексы (горка). 25 Воспитание культурно- Все гигиенических навыков. пространство учреждения, участок учреждения Формирование представлений образе жизни. о начальных Все помещения здоровом групп, участок учреждения Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости и координации). Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями) Музыкальнофизкультурный зал, игровые помещения всех групп, участок учреждения алгоритмы для запоминания последовательности культурногигиенических навыков; художественная литература; игрушки-персонажи; игрушки – предметы оперирования; маркеры игрового пространства; настольные игры соответствующей тематики; иллюстративный материал, картины, плакаты. иллюстративный материал, картины, плакаты; настольные игры соответствующей тематики; художественная литература для чтения детям и рассматривания самими детьми; картотека «Игры, которые лечат» игрушки-персонажи; игрушки – предметы оперирования; физкультурно-игровое оборудование; оборудование для ходьбы, бега, равновесия, прыжков, катания, бросания, ползания, лазания и общеразвивающих упражнений; картотеки подвижных игр. музыкальный центр; оборудование для ходьбы, бега, равновесия, прыжков, катания, бросания, ловли, ползания и лазания; общеразвивающих упражнений; картотеки подвижных игр; картотека «Игры, которые лечат»; игры на ловкость (кегли, «Поймай рыбку» и т.д.); атрибуты для спортивных игр (хоккей, бадминтон и др.); игровые комплексы (горка); качели, карусели; материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек. 3.2. Взаимодействие со специалистами Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ напрямую зависит от взаимодействия и взаимопонимания, как отдельных педагогов, так и всего педагогического 26 коллектива. Только совместными усилиями можно решить поставленные задачи, а значит, рассчитывать на положительные результаты своего труда. Взаимодействие инструктора по физической культуре и воспитателя. Перед физкультурным занятием воспитатель обращает внимание на спортивную одеждуи обувьдетей, чтобы были сняты майки и у детей ничего не находилось в руках и во рту. Перестраивает детей по росту: от самого высокого ребенка до самого низкого. Умения, знания и навыки, полученные детьми на физкультурных занятиях, воспитатель должен применять на утренней гимнастике и в повседневной жизни детей. Воспитатель интегрирует образовательную область «Физическое развитие» по содержанию на занятиях по физической культуре и в повседневной жизни детей: «Социально-коммуникативное развитие» — использование здоровьесберегающих технологий и специальных физических упражнений для укрепления органов и систем (дыхательная гимнастика и гимнастика для глаз), воздушное закаливание; взаимодействие и помощь друг другу не только во время эстафет и спортивных мероприятий, а так же в быту детского сада; справедливая оценка результатов игр, соревнований и другой деятельности; формирование навыков безопасного поведения во время подвижных игр, при пользовании спортивным инвентарем, во время самостоятельной деятельности; помощь в раздаче и уборке пособий, спортивного инвентаря, групповых игрушек и т.п. «Познавательное развитие» — активизация мышления детей, подвижные игры и упражнения, закрепляющие полученные знания. «Речевое развитие» - обогащение словаря детей за счет специальных спортивных терминов и понятий. «Художественно-эстетическое развитие» - умение видеть красоту точных и ловких движений, красоту физически развитых мышц и т.д. Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя-логопеда. Задачи взаимосвязи: 1. Коррекция звукопроизношения; 2. Упражнение детей в основных видах движений; 3. Становление координации общей моторики; 4. Умение согласовывать слово и жест; 5. Воспитание умения работать сообща. Взаимодействие инструктора по физической культуре и медицинского работника Основными проблемами, требующими совместной деятельности прежде всего, являются: 1. Физическое состояние детей посещающих детский сад (в начале и в конце года, совместно с медицинской сестрой осуществляется мониторинг физической подготовленности детей); 2. Профилактика заболеваний ОДА, сердечнососудистой, дыхательной и других систем; 3. Способствуем деятельности предупреждению негативных влияний интенсивной образовательной Взаимодействие инструктора по физической культуре и музыкального руководителя Музыка воздействует: 27 1. на эмоции детей; 2. создает у них хорошее настроение; 3. помогает активировать умственную деятельность; 4. способствует увеличению моторной плотности занятия, его организации; 5. освобождает инструктора или воспитателя от подсчета; 6. привлекает внимание к жестам, осанке, позе, мимике. Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогом – психологом. Педагог-психолог может дать совет, какие игры и упражнения предложить детям: 1. с чрезмерной утомляемостью 2. непоседливостью 3. вспыльчивостью 4. замкнутостью 5. с неврозами 6. и другими нервно-психическими расстройствами. Взаимодействие с родителями. Самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является дошкольный и младший школьный. В этот период ребенок значительную часть проводит дома, в семье, среди своих родных, чей образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни. Вот почему именно в семье закладываются основы многообразных отношений к себе и своему здоровью, к здоровью близких, к людям, к труду, к природе. Цель работы инструктора по физической культуре с родителями воспитанников — консультативная помощь в физическом воспитании и развитии ребенка в семье, а так же коррекционная работа в домашних условиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья. 3.3.Основные виды организованной образовательной деятельности по физической культуре Основной формой образовательной деятельности по физическому развитию являются занятия. Занятия по физической культуре организуются не менее 3 раз в неделю. В холодное время года: 2 раза в неделю в спортивном зале, 1 раз в неделю на прогулке в форме спортивного ералаша. В теплое время года: 3 раза в неделю на улице. Длительность занятий по физической культуре составляет 30 минут. Работа по физическому развитию проводится с учётом здоровья детей при постоянном контроле со стороны медицинских работников. Физкультурные занятия в подготовительной группе проводят по общепринятой структуре, состоят из вводной, основной и заключительной частей, каждая из которых, имея конкретные задачи, подчинена единой цели — всестороннему и гармоничному развитию различных двигательных навыков и умений. 28 Вводная часть (5-6 минут) подготавливает организм ребенка к предстоящей более интенсивной нагрузке. Используются упражнения в построениях, перестроениях; различные варианты ходьбы, бега, прыжков с относительно умеренной нагрузкой; несложные игровые задания; различные несложные задания с предметами, упражнения, укрепляющие мышцы ног, стопы, формирующие правильную осанку. При проведении упражнений в ходьбе и беге необходимо соблюдать их целесообразное чередование, не увлекаясь упражнениями в ходьбе. Длительная ходьба утомляет детей и неблагоприятно сказывается на их осанке. Основная часть (20 минут) направлена на решение главных задач занятия — обучение детей новым упражнениям, повторение и закрепление ранее пройденного материала, овладение жизненно важными двигательными навыками и умениями, воспитание физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости и т. д. В содержание основной части занятия включают упражнения на развитие опорнодвигательного аппарата, физических и морально- волевых качеств личности. Эти общеразвивающие упражнения, проводящиеся с разным темпом и амплитудой движения, укрепляют крупные мышечные группы, способствуют формированию правильной осанки, умения ориентироваться в пространстве; упражнения в основных видах движений и подвижная игра. Общеразвивающие упражнения с предметами (погремушки, кубики, обручи, палки, мячики и т.д.) и без предметов проводятся в определенной последовательности: для мышц плечевого пояса, мышц спины и косых мышц живота (наклоны, повороты) и ног. При проведении общеразвивающих упражнений используются различные виды построения: в круг, около предметов, заранее разложенных в шахматном порядке; врассыпную. Инструктор проверяет правильность исходного положения в каждом упражнении общеразвивающего характера, чтобы физическая нагрузка распределялась равномерно на все группы мышц. Исходные положения различны: основная стойка, стойка ноги на ширине плеч (стопы), сидя ноги врозь, в стойке на коленях, лежа на спине и животе и т.д. Следует обращать внимание на последовательный переход от одного исходного положения к другому. В этой части занятия происходит обучение основным движениям: прыжкам, равновесию, метанию и лазанью. На одном занятии, как правило, предлагается два, иногда три основных вида движений, не считая упражнений, используемых в подвижной игре. Заключительная часть занятия (4-5 мин.) отводится на упражнения в ходьбе, проведение подвижных игр малой подвижности, хороводы, несложные игровые задания. 29 3.4 Режим двигательной активности № п/п 1. Виды детской двигательной активности Физкультурно-оздоровительная работа Утренняя гимнастика Подвижные игры и физические упражнения на прогулке Индивидуальная работа по развитию движений Бодрящая гимнастика после дневного сна 2. Непосредственно образовательная деятельность Занятия физической культурой Танцы, хороводные и подвижные игры в процессе музыкальныхзанятий Физкультминутки, физкультпаузы, в т.ч. пальчиковая гимнастика в ходе образовательной деятельности Физкультурно-массовая работа 3 Физкультурный досуг 4. Самостоятельная двигательная деятельность (в группе и на прогулке) Распределение двигательной нагрузки Ежедневно 10 мин. Ежедневно Утром: 25 - 30мин. Вечером: 30 мин. Ежедневно Утром: 15 – 20 мин. Вечером: 15 мин. Ежедневно 3 - 5 мин. 3 раза в неделю 30 мин. 10 - 12 мин. По мере необходимости на каждом занятии 1 – 2мин. 1 раз в месяц 35 - 40 мин Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей двигательной активности детей и регулируется воспитателем 145 - 200 Двигательная активность детей в день (в мин.) 30 3.5 Предметно-развивающая среда в спортивном зале Оборудование: Доска ребристая -2шт Стенка гимнастическая - 2 шт Скамейка гимнастическая – 2 шт Тренажёр «батут» -1шт Мат гимнастический - 4шт Щит баскетбольный тренировочный – 2шт Сетка для лазания -1 шт Стеллаж для спортивного инвентаря – 2шт Коврики для О.Р.У. – 16шт Коврик массажный от плоскостопия – 6 шт Мяч попрыгун 50см – 2шт Мяч попрыгун 60см – 5шт Набивной мяч – 15шт Мяч резиновый 20 см –16шт Мяч резиновый 15 см – 16шт Султанчики – 20 шт Гантели – 32 шт Обручи маленькие - 16шт Обручи средние – 16шт Обручи большие – 6щт Модули «альма» - 22 шт Магнитофон – 1шт Кегли – 20шт. Кубики – 20 шт. Парашут – 1 шт Картотеки: Картотека подвижныхигр КартотекаОРУ Картотека физкультурныхминуток Картотека физкультурныхпауз Картотекасчиталок Картотека игр на координацию речи сдвижением Картотека игр посамомассажу Картотека пальчиковойгимнастики 31 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Приказ Минобрнауки России № 655 от 23.11.2009 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», регистрационный номер № 16299 от 08.02.2010 года Министерства юстиции РФ. 2. Скоролупова О., Федина Н. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания и их интеграция. - «Дошкольное воспитание», №7, 2010 год. 3. Тимофеева Л.Л., Бережнова О.В. Планирование образовательной деятельности в режиме дня в соответствии с ФГТ – «Дошкольная педагогика», № 8 , 2011 год. 4. Верещагина Н.В. Результаты мониторинга детского развития. Уровни развития интегративных качеств. Средняя группа. – ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. 5. Верещагина Н.В. Результаты мониторинга детского развития. Уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям. Средняя группа. – ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. 6. «Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжёлым нарушением речи» Под редакцией профессора Л. В. Лопатиной. СанктПетербург2014 7. «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии сФГОСДО Под редакцией Н. В.Нищевой 8. Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду» Издательство Мозаика- синтез Москва 2014год 9. К.К. Утробина «Занимательная физкультура» Издательство ГНОМ и Д Москва 2003 год 10. Н.И. Николаева «Школа мяча»Санкт-Петербург Детство-Пресс 2008год 11. Е.Н. Вавилова «Развитие основных движений у детей 3-7 лет» Москва 2007год 12. Т.Е Харченко «Физкультурные праздники в детском саду» Санкт-Петербург Детство-Пресс 2009год 13. Л. Баряева «Программа воспитания и обучения дошкольников» Издательство «Каро», 2007. 14. И.С. Лопухина «Логопедия. Речь, ритм, движение» Санкт-Петербург Корона 2004год 15. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/ Пол ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд. испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. 16. Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет / Авт.-сост Э.Я.Степаненкова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. 17. Система физического воспитания в ДОУ: планирование, информационно-методические материалы, разработки занятий и упражнений, спортивные игры / авт.-сот. О.М.Литвинова – Волгоград: УЧИТЕЛЬ, 2007. 18. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. 32