Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №47 компенсирующего вида
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО РЕШЕНИЕМ
Педагогического совета
ГБДОУ № 47
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
протокол заседания №1 от 29.08.2025
УТВЕРЖДЕНО:
приказом заведующего ГБДОУ
№175 от 29.08.2025
__________ Богданова А.Б.
ПОЛОЖЕНИЕ
о психолого-педагогическом консилиуме
Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детский сад №47 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,
приказом Минобрнауки Российской Федерации №1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (п.3.2.1 ФГОС ДО);
распоряжением №Р-93 от 09 сентября 2019 г. Министерства Просвещения Российской Федерации
«Об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме
образовательной организации»,
Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания, отдыха и оздоровления детей и молодёжи», утвержденными
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28;
Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи) ГБДОУ детский
сад №47;
Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) ГБДОУ
детский сад №47;
Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)) ГБДОУ детский сад №47;
Уставом Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад
№47 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее – ДОУ).
1.2. Психолого-педагогический консилиум (далее – ППк) является одной из форм взаимодействия
руководящих и педагогических работников ДОУ с целью создания оптимальных условий
обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психологопедагогического сопровождения.
1.3. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения его приказом заведующего и
действует бессрочно до принятия нового Положения.
2. Основные задачи и направления деятельности ППк
2.1. Задачами ППк являются:
2.1.1. своевременно выявлять детей с особенностями в физическом и/или психическом развитии
и/или девиациями поведения;
2.1.2. проводить комплексное психолого-педагогическое обследование детей (далее –
обследование);
2.1.3. вырабатывать коллегиальное психолого-педагогическое заключение по результатам данных
педагогического, психологического, дефектологического и логопедического обследований
ребенка специалистами ППк о психофизическом состоянии и возможностях обучающихся;
2.1.4. разрабатывать рекомендации воспитателям, специалистам детского сада и родителям, для
обеспечения преемственности и индивидуального подхода к детям в коррекционном процессе;
2.1.5. разрабатывать дифференцированные социальные, психологические, педагогические условия,
необходимые для организации коррекционно-развивающего процесса;
2.1.6. проводить комплексную профилактическую работу по социальной реабилитации семей,
находящихся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации;
2.1.7. подтверждать, уточнять или изменять ранее данные рекомендации.
2.2. Направления деятельности ППк:
2.2.1. выявление трудностей в освоении образовательных программ ДОУ, социальной адаптации и
поведении обучающихся для последующего принятия решений об организации психологопедагогического сопровождения;
2.2.2. разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения
обучающихся;
2.2.3. консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального
психофизического состояния и возможностей обучающихся, содержания и оказания им
психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования;
2.2.4. выявление неблагоприятной семейной ситуации воспитанников ДОУ;
2.2.5. контроль за выполнением рекомендаций ППк.
3. Организация деятельности ППк
3.1. ППк создается в ДОУ на основания приказа заведующего ДОУ. Для организации деятельности
ППк в ДОУ оформляются:
Приказ о создании ППк с утверждением состава ППк
Положение о ППк
3.2. ППк организует свою деятельность на основании настоящего Положения.
3.3. В ППк ведется документация согласно приложению № 1.
3.4. Документация ППк хранится в архиве ДОУ в течение 5 лет.
3.5. На заседание ППк предоставляются следующие документы:
воспитатель – результаты педагогической диагностики по разделам образовательной программы,
список обучающихся, испытывающих затруднения в освоении образовательной программы ДОУ;
учитель-логопед – результаты логопедического обследования, речевые карты, список обучающихся,
нуждающихся в индивидуальном образовательном маршруте;
педагог-психолог – результаты психологической диагностики, рекомендации педагогам группы;
учитель-дефектолог – результаты дефектологического обследования, рекомендации педагогам
группы;
медицинские работники (по возможности) – диспансерный учёт обучающихся, список детейинвалидов, рекомендации по организации мероприятий для реабилитации и абилитации детейинвалидов.
3.6. Общее руководство ППк возлагается на заведующего ДОУ.
3.7. Состав ППк:
председатель ППк – заместитель заведующего по УВР;
заместитель председателя ППк – старший логопед;
секретарь ППк – старший воспитатель;
члены ППк – все специалисты ДОУ: учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи,
музыкальные руководители, инструкторы по ФК.
3.8. Заседания ППк проводятся под руководством Председателя ППк или лица, его заменяющего.
3.9. Для оптимизации работы при составлении индивидуальных образовательных маршрутов на
ППк рекомендуется приглашать медицинских работников, осуществляющих свою деятельность в
ДОУ по договору с Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением
здравоохранения «ГП №109 ДПО №64».
3.10. Ход заседания фиксируется в протоколе (приложение №2)
Протокол ППк оформляется в течение 5 рабочих дней после проведения заседания и
подписывается председателем или лицом, его заменяющим, и секретарем ППк.
3.11. Коллегиальное решение ППк, содержащее обобщенную характеристику на обучающегося и
рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения, фиксируется в
заключении (приложение №3). Заключение подписывается всеми членами ППк в день проведения
заседания и содержит коллегиальный вывод с соответствующими рекомендациями, которые
являются основанием для реализации психолого-педагогического сопровождения обследованного
воспитанника.
Коллегиальное решение ППк доводится до сведения педагогических работников, работающих с
обучающимися, и специалистов, участвующих в его психолого-педагогическом сопровождении,
не позднее трех рабочих дней после проведения заседания.
Коллегиальное решение ППк о психолого-педагогическом сопровождении обучающегося
доводится до сведения его родителей в ходе индивидуального консультирования специалиста
(учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог).
В случае несогласия родителей (законных представителей) обучающегося с коллегиальным
решением ППк, они выражают свое мнение в письменной форме в соответствующем разделе
заключения ППк, а образовательный процесс осуществляется по ранее определенному
образовательному маршруту в соответствии с соответствующим ФГОС.
3.12. При направлении обучающегося на психолого-медико-педагогическую комиссию (далее
ПМПК) педагогами, работающими с этим обучающимся (воспитатели, учитель-логопед, учительдефектолог, педагог-психолог), оформляется Представление ППк на обучающегося (приложение
№ 4).
Представление ППк на обучающегося для представления ПМПК выдается родителям (законным
представителям) под личную подпись.
4. Режим деятельности ППк
4.1. Заседания ППк проводятся не менее одного раза в полугодие.
4.2. Плановые заседания ППк проводятся в соответствии с графиком проведения для оценки
динамики развития обучающихся, для внесения (при необходимости) изменений и дополнений в
рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся.
4.3. Внеплановые заседания ППк проводятся при зачислении нового обучающегося, при
возникновении новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие обучающегося; по
запросам родителей (законных представителей) обучающихся, педагогических и руководящих
работников ДОУ; с целью разрешения конфликтных ситуаций и других случаях.
4.4. При проведении ППк учитываются результаты освоения содержания образовательной
программы, комплексного обследования специалистами ППк, степень социализации и адаптации
обучающихся.
На основании полученных данных разрабатываются рекомендации для участников
образовательных отношений по организации психолого-педагогического сопровождения
обучающегося.
4.5. Специалисты, включенные в состав ППк, выполняют работу в рамках основного рабочего
времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с планом заседаний ППк, а также
запросами участников образовательных отношений.
5. Содержание рекомендаций ППк по организации психолого-педагогического
сопровождения обучающихся
5.1. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья конкретизируют, дополняют рекомендации ПМПК и
могут включать в том числе:
- разработку индивидуального учебного плана (маршрута) обучающегося;
- разработку адаптированной образовательной программы на обучающегося;
- предоставление услуг тьютора, ассистента (помощника), оказывающего обучающемуся
необходимую техническую помощь;
- другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции ДОУ.
5.2. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения
обучающегося, испытывающего трудности в освоении образовательной программы ДОУ, развития
и социальной адаптации могут включать в том числе:
проведение групповых/подгрупповых/индивидуальных коррекционно-развивающих
компенсирующих занятий с обучающимися;
- разработку индивидуального образовательного маршрута обучающегося;
- коррекцию и/или профилактику асоциального (девиантного) поведения обучающихся;
- организация дополнительной двигательной нагрузки в течение дня или снижения нагрузки;
- другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции ДОУ.
и
Приложение 1
Документация ППк
Приказ о создании ППк с утвержденным составом специалистов ППк;
Положение о ППк;
1.
2.
График проведения плановых заседаний ППк на учебный год;
Журнал учета заседаний ППк и обучающихся, прошедших ППк по форме:
3.
№
Дата
Тематика заседания*
Вид консилиума
(плановый/внеплановый)
* - утверждение плана работы ППк; утверждение плана мероприятий по выявлению обучающихся
с особыми образовательными потребностями; проведение комплексного обследования
обучающегося; обсуждение результатов комплексного обследования; обсуждение результатов
образовательной, воспитательной и коррекционной работы с обучающимся; зачисление
обучающихся на коррекционные занятия; направление обучающихся в ПМПК; составление и
утверждение индивидуальных образовательных маршрутов (по форме определяемой
образовательной организацией); экспертиза адаптированных основных образовательных программ
ОО; оценка эффективности и анализ результатов коррекционно- развивающей работы с
обучающимися и другие варианты тематик.
4.
Журнал регистрации коллегиальных заключений психолого-педагогического консилиума
по форме:
№
п/п
ФИО
обучающегося,
группа
Дата
Инициатор
Повод
Коллегиальное Результат
рождения обращения обращения заключение обращения
в ППк
5.
Протоколы заседания ППк;
6.
Карта развития обучающегося, получающего психолого-педагогическое сопровождение (В
карте развития находятся результаты комплексного обследования, характеристика или
педагогическое представление на обучающегося, коллегиальное заключение консилиума, копии
направлений на ПМПК, согласие родителей (законных представителей) на обследование и
психолого-педагогическое сопровождение ребенка, вносятся данные об обучении ребенка в
группе, данные по коррекционной-развивающей работе, проводимой специалистами психологопедагогического сопровождения. Карта развития хранится у председателя консилиума и выдается
руководящим работникам ОО, педагогам и специалистам, работающим с обучающимся).
7.
№
п/п
Журнал направлений обучающихся на ПМПК по форме:
ФИО
Дата
Цель
Причина
обучающегося,
рождения направления направления
группа
Отметка о получении
направления
родителями
Получено: далее
перечень
документов,
переданных
родителям (законным
представителям)
Я, ФИО родителя
(законного
представителя)
пакет
документов
получил
(а).
« »
20
г.
Подпись:
Расшифровка:
6
Приложение 2
Протокол заседания психолого-педагогического консилиума
Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детский сад № 47 компенсирующего вида
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
№___ от «__» __________________ 20__ г.
Присутствовали: Ф.И.О., должность, роль в ППк
Повестка дня:
1. ...
2. ...
Ход заседания:
1. ...
2. ...
Приложения к протоколу: результаты диагностик и обследований обучающихся
специалистами, характеристики, представления на обучающихся, результаты
продуктивной деятельности):
1. ...
2. ...
Председатель ППк ________________________ Ф.И.О.
Секретарь ППк
________________________ Ф.И.О.
Члены ППк:
И.О. Фамилия
И.О. Фамилия
7
Приложение 3
Коллегиальное заключение психолого-педагогического консилиума
Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детский сад №47 компенсирующего вида
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Дата: «__» ______ 20__ г.
Общие сведения
Ф.И.О. обучающегося __________________________________________________________
Дата рождения ________________________________________________________________
Образовательная программа: ____________________________________________________
Причина направления на ППк: ___________________________________________________
Коллегиальное заключение ППк:
выводы об имеющихся у ребенка трудностях (без указания диагноза) в развитии,
обучении, адаптации (исходя из актуального запроса) и о мерах, необходимых для
разрешения этих трудностей, включая определение видов, сроков оказания психологопедагогической помощи.
Рекомендации педагогам: _______________________________________________________
Рекомендации родителям: _______________________________________________________
Приложение:
планы
коррекционно-развивающей
работы,
индивидуальный
образовательный маршрут и другие необходимые материалы):
Председатель ППк _____________________________ Ф.И.О.
Члены ППк:
_____________________________ Ф.И.О.
_____________________________ Ф.И.О.
_____________________________ Ф.И.О.
_____________________________ Ф.И.О.
С решением ознакомлен(а) ______________ / ______________________________________
(подпись и ФИО полностью родителя/законного представителя)
С решением согласен(на) ______________ / ______________________________________
(подпись и ФИО полностью родителя/законного представителя)
С решением согласен(на) частично, не согласен(на) с пунктами:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
______________ / ______________________________________
(подпись и ФИО полностью родителя/законного представителя)
8
Приложение 4
Представление психолого-педагогического консилиума на обучающегося для
предоставления на ПМПК
(ФИО, дата рождения, группа)
Общие сведения:
-дата поступления в образовательную организацию;
-программа обучения: Образовательная программа дошкольного образования,
адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми
нарушениями речи, фонетико-фонематическим нарушением речи);
-форма организации образования: очная, в группе компенсирующей направленности;
-факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в образовательной
организации): переход из одной образовательной организации в другую образовательную
организацию (причины), перевод в состав другой группы, конфликт семьи с
образовательной организацией, наличие частых, хронических;
-состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок – родственные отношения и
количество детей/взрослых);
-трудности, переживаемые в семье (материальные, хроническая психотравматизация,
особо отмечается наличие жестокого отношения к ребенку, факт проживания совместно с
ребенком родственников с асоциальным или антисоциальным поведением, психическими
расстройствами - в том числе братья/сестры с нарушениями развития, а также переезд в
другие социокультурные условия менее, чем 3 года назад, плохое владение русским
языком одного или нескольких членов семьи, низкий уровень образования членов семьи,
больше всего занимающихся ребенком).
Информация об условиях и результатах образования ребенка в образовательной
организации:
1.
Краткая характеристика познавательного, речевого, двигательного,
коммуникативно- личностного развития ребенка на момент поступления в
образовательную организацию: качественно в соотношении с возрастными нормами
развития (значительно отставало, отставало, неравномерно отставало, частично
опережало).
2.
Краткая характеристика познавательного, речевого, двигательного,
коммуникативно- личностного развития ребенка на момент подготовки характеристики:
качественно в соотношении с возрастными нормами развития (значительно отстает,
отстает, неравномерно отстает, частично опережает).
3.
Динамика (показатели) познавательного, речевого, двигательного,
коммуникативно- личностного развития (по каждой из перечисленных линий): крайне
незначительная, незначительная, неравномерная, достаточная.
4.
Динамика (показатели) деятельности (практической, игровой, продуктивной) за
период нахождения в образовательной организации.
5.
Динамика освоения программного материала по Образовательной программе
дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи, фонетико-фонематическим
нарушением речи)
6.
Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к обучению
(фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивность в отношениях с
педагогами в учебной деятельности (на критику обижается, дает аффективную вспышку
протеста, прекращает деятельность, фактически не реагирует, другое), качество
деятельности при этом (ухудшается, остается без изменений, снижается), эмоциональная
9
напряженность при необходимости публичного ответа, контрольной работы и пр.
(высокая, неравномерная, нестабильная, не выявляется), истощаемость (высокая, с
очевидным снижением качества деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др.
7.
Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к
сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать
поддержку, факты дополнительных (оплачиваемых родителями) занятий с ребенком
(занятия с логопедом, дефектологом, психологом).
8.
Получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая помощь
(конкретизировать); (занятия с логопедом, дефектологом, психологом – указать
длительность, т.е. когда начались/закончились занятия), регулярность посещения этих
занятий.
10.
Информация о проведении индивидуальной профилактической работы
(конкретизировать).
11.
Общий вывод о необходимости уточнения, изменения, подтверждения
образовательного маршрута, создания условий для коррекции нарушений развития и
социальной адаптации и/или условий проведения индивидуальной профилактической
работы.
Дата составления документа. Подпись председателя ППк.
Печать образовательной организации.
10
Приложение 5
Согласие родителей (законных представителей) обучающегося
на проведение психолого-педагогического обследования специалистами ППк
Я, ______________________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося
_____________________________________________________________________________
________
________________________________________________________________________
(номер, сери паспорта, когда и кем выдан)
являясь родителем (законным представителем) ________________________________
(нужное подчеркнуть)
_____________________________________________________________________________
________
________________________________________________________________________
(ФИО ребенка, группа, дата рождения)
Выражаю согласие /отказ на проведение психолого-педагогического обследования.
(нужное подчеркнуть)
«____» _______________ 20 ____ г. /_________________/ ________________________
подпись
расшифровка
подписи
11