Рабочая программа старшая "Ромашка" ТНР Половенко О.В. 2025 2026

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 47 компенсирующего вида
Фрунзенского района Санкт – Петербурга

ПРИНЯТА
решением Педагогического совета
ГБДОУ детский сад № 47
Фрунзенского района Санкт – Петербурга
протокол заседания №1 от 29.08.2025 г.

УТВЕРЖДЕНА
Заведующим ГБДОУ детский сад № 47
Фрунзенского района Санкт - Петербурга
______________
А.Б. Богданова
приказ №175 от 29.08.2025 г.

Рабочая программа учителя - логопеда
по реализации адаптированной образовательной программы в
старшей группе компенсирующей направленности
для детей с тяжелым нарушением речи ( 5-6 лет)
«Ромашка»
на 2025 – 2026 учебный год

учитель-логопед Половенко О.В.

г. Санкт – Петербург
2025

Паспорт программы

Название программы

Сроки реализации

Рабочая программа учителя-логопеда старшей
группы компенсирующей направленности для
детей с ТНР «Ромашка»
2025 -2026 учебный год

Наименование учреждения

Государственное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад № 47
компенсирующего вида Фрунзенского района
Санкт-Петербурга

Автор программы

Половенко Ольга Васильевна
должность: учитель – логопед
образование – высшее
категория - высшая

2

ОГЛАВЛЕНИЕ
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Цель реализации Программы
Задачи Программы
Принципы Программы
Специфические принципы и подходы к формированию Программы для
обучающихся с ТНР
1.1.6.
Планируемые результаты
1.1.6.1. Целевые ориентиры реализации АОПДО, для обучающихся с ТНР
1.1.6.2. Целевые ориентиры освоения программы детьми старшего дошкольного
возраста с ТНР
1.2.
Значимые для разработки и реализации программы характеристики
2.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.
Логопедическая работа по коррекции тяжелых нарушений речи
2.2.
Содержание логопедической работы с детьми с ТНР 5 – 6 лет
2.3.
Содержание логопедической работы по областям
3.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.
Условия реализации программы
3.2.
Программно – методическое обеспечение рабочей программы
3.2.1.
Педагогические технологии, применяемые в коррекционной работе в
старшей логопедической группе с детьми с ТНР
3.2.2.
Примерный перечень игровых упражнений
1.
1.1.
1.1.2.
1.1.3.
1.1.4.
1.1.5.

4
4
5
5
6
6
7
7
7
8
9
9
15
20
31
31
31
31
51

Приложения:
1.
2.

Список детей группы с речевыми диагнозами
Требования к организации воспитательно-образовательного процесса, согласно
СанПиН.

3.
4.
5.

Система непосредственно-образовательной деятельности.
График работы.
Распределение лексических тем в старшей группе.

3

1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
Рабочая программа учителя-логопеда старшей группы компенсирующей направленности для
детей с ТНР (далее – Программа) определяет содержание, объем, структуру коррекционно –
развивающей работы и организацию образовательного процесса с детьми старшего возраста с
тяжелыми нарушениями речи. Рабочая программа разрабатывалась и утверждалась Организацией
самостоятельно в соответствии с требованиями Федеральной адаптированной образовательной
программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
на основе Адаптированной образовательной
программы дошкольного
образования
Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №47
компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Программа разработана в соответствии с:
федеральным законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее –
ФГОС ДО);
приказом Министерства просвещения РФ от 21.01.2019 г. №31 «О внесении изменения в
федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября
2013 г. № 1155»;
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2022 №955 «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки РФ и Министерства
просвещения РФ, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего
образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 №1028 «Об
утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»;
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 №1022 «Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
приказом Министерства просвещения РФ от 31.07.2020г. №373 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам дошкольного образования»;
приказом Министерства просвещения РФ от 1 декабря 2022 г. № 1048 «О внесении
изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N
373»;
иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга;
4

Уставом ГБДОУ детский сад № 47.
1.1.2. Цель реализации программы
Обеспечение условий для дошкольногообразования, определяемых общими и особыми
потребностями обучающегося младшего дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными
особенностями его развития и состояния здоровья.
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует
реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и качественного
образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие
личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и
социокультурными ценностями в целяхинтеллектуального, духовно-нравственного, творческого и
физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

1.1.3. Задачи программы:
- реализация содержания АОП ДО;
- коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, в том числе
их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в период
дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального
статуса;
- создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными,
психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого
потенциала каждого ребенка с ОВЗ как субъекта отношений с педагогическим работником,
родителями (законными представителями), другими детьми;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие их социальных,
нравственных,
эстетических,
интеллектуальных,
физических
качеств,
инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и
индивидуальным особенностям развития обучающихся с ОВЗ;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и
повышение их компетентности в вопросах развития, образования, охраны и укрепления здоровья
обучающихся с ОВЗ;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного, и начального общего
образования.

5

1.1.4. В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах:
1. Поддержка разнообразия детства.
2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии
человека.
3. Позитивная социализация ребенка.
4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагогических
работников и родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ и
обучающихся.
5. Содействие и сотрудничество обучающихся и педагогических работников, признание
ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
6. Сотрудничество ДОУ с семьей.
7. Возрастная адекватность образования. Данный принцип предполагает подбор
содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями
обучающихся.

1.1.5. Специфические принципы и подходы к формированию Программы для обучающихся с
ТНР:
1. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и
другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование обучающихся: ДОУ
устанавливает партнерские отношения не только с семьями обучающихся, но и с другими
организациями и лицами, которые могут способствовать удовлетворению особых образовательных
потребностей обучающихся с ТНР, оказанию психолого-педагогической и (или) медицинской
поддержки в случае необходимости (Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной
помощи).
2. Индивидуализация Программы предполагает такое построение образовательной
деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса и
учитывает его интересы, мотивы, способности и психофизические особенности.
3. Развивающее вариативное образование: принцип предполагает, что содержание
образования предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом зон актуального и
ближайшего развития ребенка, что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых
возможностей ребенка.
4. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей: в соответствии со
Стандартом Программа предполагает всестороннее социально-коммуникативное, познавательное,
речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие обучающихся посредством различных
видов детской активности. Деление Программы на образовательные области не означает, что каждая
образовательная область осваивается ребенком по отдельности, в форме изолированных занятий по
модели школьных предметов. Между отдельными разделами Программы существуют
многообразные взаимосвязи: познавательное развитие обучающихся с ТНР тесно связано с речевым
и социально-коммуникативным, художественно-эстетическое - с познавательным и речевым.
Содержание образовательной деятельности в каждой области тесно связано с другими областями.
6

Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития обучающихся с
ТНР дошкольного возраста.

1.1.6. Планируемые результаты.

В соответствии со Стандартом специфика дошкольного детства и системные особенности
дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста
конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены
в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные
характеристики возможных достижений ребенка с ОВЗ к концу дошкольного образования.
Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых
ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития
ребенка с ОВЗ. Они представлены в виде изложения возможных достижений обучающихся на
разных возрастных этапах дошкольного детства.

1.1.6.1. Целевые ориентиры реализации АОП ДО для обучающихся с ТНР.
В соответствии с особенностями психофизического развития ребенка с ТНР планируемые
результаты освоения Программы предусмотрены в ряде целевых ориентиров.

1.1.6.2. Целевые ориентиры освоения Программы детьми старшего дошкольного
возраста с ТНР:
1) Обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;
2) Усваивает значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах и явлениях
окружающего мира;
3) Употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, с эмотивным значением,
многозначные;
4) Умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;
5) Умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок (при необходимости
прибегает к помощи взрослого);
6) Правильно употребляет грамматические формы слова; продуктивные и непродуктивные
словообразовательные модели;
7) Умеет подбирать однокоренные слова, образовывать сложные слова;
8) Умеет строить простые распространенные предложения; предложения с однородными
членами; простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
сложноподчиненных предложений с использованием подчинительных союзов;
9) Составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование,
элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания;
10) Умеет составлять творческие рассказы;
11) Осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем
дифференциальным признакам;
7

12) Владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные
формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний
план), осуществляет операции фонематического синтеза;
13) Владеет понятиями «слово» и «слог», «предложение»;
14) Осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двусложных
с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами односложных);
15) Умеет составлять графические схемы слогов, слов, предложений;
16) Знает печатные буквы (без употребления алфавитных названий), умеет их воспроизводить;
17) Формирование мотивации к правильному произношению звуков.
18) Воспроизводит слова с различной звукослоговой структурой (изолированно и в условиях
контекста).

1.2 Значимые для разработки и реализации программы характеристики.
При разработке программы учитывался контингент детей группы, выявленный в ходе диагностики
речевого развития (см. Приложение №1).
Общая характеристика детей с 3 уровнем речевого развития (по Р.Е. Левиной).
У детей с третьим уровнем речевого развития номинативный и предикативный словарь
превалирует над группами слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий.
Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании
вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с
помощью суффиксов и приставок.
Нередко они заменяют нужное слово другим, сходным по значению.
Детям с этим уровнем речевого развития характерно нарушение слуховой дифференциации
звуков.
Наблюдаются трудности фонематического анализа и синтеза, нарушение слоговой структуры
слова.
Несформированность грамматического строя речи проявляется в неправильном употреблении
предложно-падежных конструкций.
Дети часто пропускают предлоги или не употребляют их вообще.
Почти у всех детей наблюдаются отклонения при использовании в речи форм именительного и
родительного падежей множественного числа некоторых существительных (окна-окны, стульястулы).
Часто допускаются ошибки в употреблении словосочетаний, включающих количественные
числительные (пять стула).
Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием четкости, последовательности
изложения.

8

2. Содержательный раздел
2.1. Логопедическая работа по коррекции тяжелых нарушений речи
Направление логопедической работы
на третьей ступени обучения
Основным в содержании логопедических занятий на третьей ступени обучения является
совершенствование механизмов языкового уровня речевой деятельности.
В качестве первостепенной задачи выдвигается развитие связной речи детей на основе дальнейшего расширения и уточнения словаря импрессивной и экспрессивной речи, возможностей
дифференцированного употребления грамматических форм слова и словообразовательных моделей
(параллельно с формированием звукопроизношения и слухопроизносительных дифференцировок),
различных синтаксических конструкций.
Таким образом, коррекционно - логопедическое воздействие направлено на развитие различных
компонентов языковой способности (фонетического, лексического, словообразовательного,
морфологического, семантического).
В процессе работы над активной речью детей большое внимание уделяется переработке
накопленных знаний, дальнейшей конкретизации и дифференциации понятий, формированию
умений устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями с целью
определения их последовательности и ориентировки во времени. Расширение и уточнение понятий и
представлений, словаря импрессивной и экспрессивной речи, овладение разнообразными способами
словоизменения и словообразования и синтаксическими конструкциями, установление логических
связей и последовательности событий является основой для дальнейшего обучения детей
составлению связных рассказов.
Продолжается и усложняется работа по совершенствованию анализа и синтеза звукового состава
слова, отрабатываются навыки элементарного фонематического анализа и формируется способность
к осуществлению более сложных его форм с постепенным переводом речевых умений во внутренний
план.
Изучением звуков и букв предусматривается знакомство с элементарными правилами
грамматики и правописания.
Сформированные на логопедических занятиях речевые умения закрепляются другими педагогами и
родителями.

Педагогические ориентиры:
- работать над совершенствованием процессов слухового и зрительного восприятия, внимания,
памяти, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификаций;
- развивать общую, ручную, артикуляторную моторику;
- осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голосовой функций;
- расширять объем импрессивной и экспрессивной речи и уточнять предметный (существительные),
предикативный (глаголы) и адъективный (прилагательные) компоненты словаря, вести работу по
формированию семантической структуры слова, организации семантических полей;
- совершенствовать восприятие, дифференциацию и навыки употребления детьми грамматических
форм слова и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций;
- совершенствовать навыки связной речи детей;
- вести работу по коррекции нарушений фонетической стороны речи, по развитию фонематических
процессов;
- формировать мотивацию детей к обучению.

9

Подготовительный этап логопедической работы
Основное содержание
Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти,
зрительно-пространственных представлений.
Закрепление усвоенных объемных и плоскостных геометрических форм. Освоение новых
объемных и плоскостных форм (ромб, пятиугольник, куб). Обучение зрительному распознаванию и
преобразованию геометрических фигур, воссозданию их по представлению и описанию. Совершенствование навыка стереогноза.
Обозначение формы геометрических фигур и предметов словом.
Закрепление усвоенных величин предметов. Обучение упорядочению групп предметов (до 10) по
возрастанию и убыванию величин. Обозначение величины предметов (ее параметров) словом.
Закрепление усвоенных цветов. Освоение новых цветов (фиолетовый, серый) и цветовых
оттенков. Обучение различению предметов по цвету и цветовым оттенкам. Обозначение цвета и
цветовых оттенков словом.
Обучение классификации предметов и их объединению во множество по четырем признакам.
Совершенствование навыка определения пространственных отношений (вверху, внизу, справа,
слева, впереди, сзади), расположения предмета по отношению к себе. Обучение определению
пространственного расположения между предметами. Обозначение пространственного
расположения предметов словом.
Обучение узнаванию контурных, перечеркнутых, наложенных друг на друга изображений.
Обучение восприятию и узнаванию предметов, картинок по их наименованию (организация
восприятия по слову).
Расширение объема зрительной, слуховой и слухоречевой памяти. Совершенствование процессов
запоминания и воспроизведения (с использованием предметов, 5 - 6 предметных картинок,
геометрических фигур, 4 – 5 неречевых звуков и слов).
Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей,
ручной и артикуляторной моторики.
Дальнейшее совершенствование двигательной сферы детей. Обучение их выполнению сложных
двигательных программ.
Совершенствование кинестетической основы движений пальцев рук по словесной инструкции.
Развитие кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно
организованных движений и конструктивного праксиса. Формирование кинетической основы
движений пальцев рук в процессе выполнения одновременно организованных движений,
составляющих единый двигательный навык.
Совершенствование кинестетической основы артикуляторных движений и формирование
нормативных артикуляторных уклада звуков.
Развитие кинетической основы артикуляторных движений.
Совершенствование движений мимической мускулатуры по словесной инструкции.
Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляторной мускулатуры путем проведения
дифференцированного логопедического массажа (преимущественно в работе с детьми, страдающими
дизартрией, с учетом локализации поражения, характера и распределения нарушений мышечного
тонуса).
Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
Совершенствование основных компонентов мыслительной деятельности. Формирование логического мышления. Обучение умению рассуждать логически на основе обогащения детского опыта и
развития представлений об окружающей действительности.
Обучение планированию деятельности и контролю ее при участии речи.
10

Развитие анализа, сравнения, способности выделять существенные признаки и мысленно обобщать
их по принципу аналогии. Обучение детей активной поисковой деятельности. Обучение
самостоятельному определению существенного признака для классификации на его основе.
Формирование конкретных, родовых, видовых понятий и общих представлений различной степени
обобщенности. Учить детей обобщать конкретные понятия с помощью родовых понятий, обобщать
понятия через абстрактное родовое понятие, обобщать понятия через выделение признаков различия
и сходства («Назови, какие бывают», «Назови одним словом», «Разложи картинки», «Сравни
предметы» и т. п.). Обучение мысленному установлению связей, объединению предметов, их частей
или признаков («Дополни до целого», «Сложи картинку»). Формирование умения устанавливать
причинно-следственные зависимости.
Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и
воспроизведения ритмических структур.
Обучение восприятию, оценке ритмов (до 5 ритмических сигналов) и их воспроизведению по
речевой инструкции (без опоры на зрительное восприятие).
Формирование понятий «длинное» и «короткое», «громкое» и «тихое» звучание с использованием
музыкальных инструментов. Обучение детей обозначению различных по длительности и громкости
звучаний графическими знаками.
Обучение детей восприятию, оценке неакцентированных и акцентированных ритмических
структур и их воспроизведению образцу и по речевой инструкции /// ///; // ///; /-; -/; //- -; - - //; -/—/ (где
/ — громкий удар, - - тихий звук); __ ; … ----------------------- __ ; . __ (где — длинное звучание, короткое звучание).
Формирование сенсорно-перцептивного уровня восприятия (в работе с детьми, страдающими
дизартрией).
Совершенствование познавания звуков, направленного восприятия звучания речи. Обучение детей
умению правильно слушать и слышать речевой материал. Формирование четкого слухового образа
звука.

Основной этап логопедической работы на третьей ступени обучения.
Основное содержание
Расширение пассивного словаря, развитие импрессивной речи в процессе восприятия и
дифференциации грамматических форм словоизменения и словообразовательных моделей,
различных типов синтаксических конструкций.
Расширение объема и уточнение предметного, предикативного и адъективного словаря
импрессивной речи параллельно с расширением представлений об окружающей действительности и
формированием познавательной деятельности.
Усвоение значения новых слов на основе углубления знании о предметах и явлениях окружающего
мира.
Совершенствование дифференциации в импрессивной речи форм существительных единственного и
множественного числа мужского, женского и среднего рода, глаголов в форме единственного и
множественного числа прошедшего времени, глаголов прошедшего времени по родам,
грамматических форм прилагательных предложных конструкций. Обучение различению в
импрессивной речи возвратных и невозвратных глаголов («Покажи, кто моет, кто моется», «Покажи,
кто одевает, кто одевается»). Обучение различению в импрессивной речи глаголов в форме
настоящего, прошедшего и будущего времени («Покажи, где мальчик ест», «Покажи, где мальчик
ел», «Покажи, где мальчик будет есть»).
Обучение детей различению предлогов за — перед, за- у, под — из-за, за — из-за, около — перед, изза — из-под (по словесной инструкции и по картинкам). Обучение детей различению предлогов со
11

значением местоположения и направления действия (висит в шкафу — пошел в лес) с
использованием графических схем.
Обучение детей пониманию значения менее продуктивных уменьшительно-ласкательных
суффиксов. Формирование понимания значения непродуктивных суффиксов: -ник, -ниц-, -инк-, -ин-,
-ц-, -иц-, -ец- («Покажи, где чай, где чайник», «Покажи, где сахар, а где сахарница», «Покажи, где
бусы, где бусина», «Покажи, виноград, где виноградинка»). Формирование понимания суффиксов со
значением «очень большой»: -ищ-, -ин- («Покажи, нос, где носище», «Покажи, где дом, где
домина»). Дифференциация уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов со значением
«очень большой» («Покажи, где лапка, где лапища»).
Совершенствование понимания значения приставок-, вы-, при-, на- и их различения. Формирование
понимания значений приставок-, у-, под-, от-, за-, по-, пере-, до- и их различение (Покажи, где
мальчик входит в дом, а где выходит из дома», (Покажи где птичка улетает из клетки, а где
подлетает к клетке, залетает в клетку, перелетает через клетку»). Обучение детей пониманию логикограмматических конструкций: сравнительных Муха больше слона, слон больше мухи); инверсии
(Колю ударил Ваня. Кто драчун?); активных (Ваня нарисовал Петю); пассивных (Петя нарисован
Ваней).
Совершенствование понимания вопросов по сюжетной картинке, по прочитанной сказке, рассказу (с
использованием иллюстраций).
Формирование предметного, предикативного и адъективного словаря экспрессивной речи.
Совершенствование словаря экспрессивной речи, уточнение значения слов, обозначающих названия
предметов, действий, состояний, признаков, свойств и качеств. Семантизация лексики (раскрытие
смысловой стороны слова с опорой на наглядность. Закрепление в словаре экспрессивной речи
числительных: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять.
Обучение детей умению подбирать слова с противоположным (сильный — слабый, стоять — бежать,
далеко — близко) и сходным (веселый — радостный, прыгать — скакать, грустно — печально)
значением.
Обучение детей использованию слов, обозначающих материал (дерево, металл, стекло, ткань,
пластмасса, резина).
Обучение детей осмыслению образных выражений в загадках, объяснению смысла поговорок.
Формирование у детей умения употреблять слова: обозначающие личностные характеристики
(честный, честность, скромный, скромность, хитрый, хитрость, ленивый, лень); с эмотивным
значением (радостный, равнодушный, горе, ухмыляться); многозначные слова (ножка стула — ножка
гриба, ушко ребенка — ушко иголки, песчаная коса — длинная коса у девочки).
Совершенствование навыка осознанного употребления слов и словосочетаний в соответствии с
контекстом высказывания.
Формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в
экспрессивной речи.
Совершенствование навыков употребления форм единственного и множественного числа
существительных мужского, женского и среднего рода в именительном падеже и косвенных падежах
(без предлога и с предлогом). Закрепление правильного употребления в экспрессивной речи
несклоняемых существительных.
Совершенствование навыков употребления глаголов в форме изъявительного наклонения
единственного и множественного числа настоящего времени, форм рода и числа глаголов
прошедшего времени, глаголов совершенного и несовершенного вида. Обучение правильному
употреблению и различению в экспрессивной речи возвратных и невозвратных глаголов (моет —
моется, одевает — одевается, причесывает — причесывается).
Совершенствование навыков согласования прилагательных с существительными мужского,
женского и среднего рода единственного и множественного числа в именительном и косвенных
падежах. Совершенствование навыков употребления словосочетаний, включающих количественное
числительное (два и пять) и существительное.
12

Совершенствование навыков различения в экспрессивной речи предлогов за — перед, за — у, под —
из-под, за — из-за, около — перед, из-за — из-под и предлогов со значением местоположения и
направления действия.
Обучение детей правильному употреблению существительных, образованных с помощью
непродуктивных суффиксов ( -ниц, -инк-, -ник, -ин-, -ц-, -иц-, -ец-). Совершенствование навыка
дифференциации в экспрессивной речи существительных, образованных с помощью
уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов со значением «очень большой».
Совершенствование навыков употребления глаголов, образованных с помощью приставок (в-, вы-,
на-, при-, с-, у-, под-, от-, за-; по-, , пре-, до-).
Совершенствование навыков употребления притяжательных прилагательных, образованных с
помощью суффиксов-ин-, -и- (без чередования) и относительных прилагательных с суффиксами (-ов-ев-, -н-, -ан-, -енн-. Обучение правильному употреблению притяжательных прилагательных с
суффиксом -и- (с чередованием): волк — волчий, заяц — заячий, медведь — медвежий. Обучение
детей употреблению качественных прилагательных, образованных с помошью суффиксов-ив-, -чив-,
-лив-, -оват, -еньк- (красивый, улыбчивый, дождливый, хитроватый, беленький).Обучение
употреблению сравнительной степени прилагательных, образованных синтетическим (при помощи
суффиксов -ее (-ей), -е: белее, белей, выше).
Обучение детей подбору однокоренных слов (зима — зимний, зимовье, перезимовать, зимующие,
зимушка).
Обучение детей образованию сложных слов (снегопад, мясорубка, черноглазый, остроумный).
Формирование синтаксической структуры предложения.
Развитие навыка правильно строить простые распространенные предложения, предложения с
однородными членами, простейшие виды сложносочиненных.
Формирование связной речи.
Развитие навыков составления описательных рассказов (по игрушкам, картинам, на темы из личного
опыта).
Обучение составлению различных типов текстов (описание, повествование, с элементами
рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания. Формирование умения четко
выстраивать сюжетную линию.
Коррекция нарушений фонетической стороны речи.
Уточнение произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза. Формирование
правильной артикуляции отсутствующих или нарушенных в произношении согласных звуков
позднего онгогенеза, их автоматизация и дифференциация в различных фонетических условиях (в
работе с детьми, страдающими дизартрией, учитывается локализация поражения, характер
нарушения мышечного тонуса).
Формирование умения осуществлять слуховую и слухопроизносительную дифференциацию не
нарушенных в произношении звуков, а в дальнейшем — звуков, с которыми проводилась
коррекционная работа.
Развитие простых форм фонематического анализа (выделение ударного гласного в начале слова,
выделение звука в слове, определение последнего и первого звука в слове).
Совершенствование навыка фонематического анализа и синтеза звукосочетаний (типа АУ) и слов
(типа ум).
Совершенствование фонематических представлений.
Формирование способности осуществлять сложные формы фонематического анализа: определять
местоположение звука в слове (начало, середина, конец);
Обучение детей осуществлению фонематического синтеза. Совершенствование фонематических
представлений (по картинкам).
Знакомство детей с понятиями «слог» и «слово» (как часть слова). Формирование у детей: осознания
принципа слоговой строения слова (на материале слов, произношение и написание которых
совпадает); умения слышать гласные в слове, называть количество слогов, определять их
13

последовательность; составлять слова из заданных слогов: двухсложные слова, состоящие из
прямых открытых слогов(лиса, Маша), односложные слова (сыр, дом).
Совершенствование навыков воспроизведения слов различной звукослоговой структуры
(изолированных и в условиях фонетического контекста) без стечения и с наличием одного стечения
согласных звуков. Обучение правильному воспроизведению звукослоговой структуры слов,
предъявляемых изолированно и в контексте: двух- и трехслоговых слов с наличием нескольких
стечений согласных звуков (клумба, кружка, смуглый, спутник, снежинка, крыжовник,
отвертка),четырехслоговых слов без стечения согласных звуков (пуговица, кукуруза, паутина,
поросенок, жаворонок, велосипед).
Совершенствование навыка осознанного использования различных интонационных структур
предложений в экспрессивной речи (в различных ситуациях общения, в театрализованных играх).
Коррекция нарушений движений артикуляторного аппарата, дыхательной и голосовой
функций.
Развитие орального праксиса в процессе выполнения специальных артикуляторных упражнений.
Отработка объема, силы, точности, координации произвольных артикуляторных движений.
Формирование двигательной программы в процессе произвольного переключения от одного артикуляторного элемента к другому и при выполнении одновременно организованных движений.
Формирование и закрепление диафрагмального типа физиологического дыхания. Формирование
речевого дыхания. Обучение умению выполнять спокойный, короткий вдох (не надувая щеки, не
поднимая плечи) и плавный длительный выдох без речевого сопровождения (упражнения «Загони
мяч в ворота», «Задуй свечу», «Снежинки» и др.) и с речевым сопровождением (на материале
гласных звуков и их сочетаний, изолированных глухих щелевых согласных [Ф], [X], [С], [Ш], [Щ],
слогов с согласными звуками). Постепенное удлинение речевого выдоха при произнесении слов
(сначала мало слоговых, затем много слоговых, сначала с ударением на первый слог, затем с
изменением: места ударения). Постепенное удлинение речевого выдоха при распространении фразы
(Птицы. Птицы летят. Птицы летят высоко. Птицы летят высоко в небе. Птицы летят высоко в
голубом небе).
Совершенствование основных акустических характеристик голоса (сила, высота, тембр) в
специальных голосовых упражнениях и самостоятельной речи (в работе с детьми, страдающими
дизартрией, снятие голосовой зажатости и обучение свободной голосоподаче). Закрепление мягкой
атаки голоса.
Обучение грамоте.
Формирование мотивации к учебной деятельности.
Знакомство с понятием «предложение».
Обучение составлению графических схем слогов, слов.
Развитие языкового анализа и синтеза, подготовка к усвоению элементарных правил правописания,
раздельное написание слов в предложении.
Знакомство с печатными буквами А, У, М, О, П, Т, К, Э. Н. X, Ы, Ф. Б, Д, Г, В, Л, И, С, 3, Ш, Ж, Щ,
Р. Ц, Ч (без употребления алфавитных названий).
Обучение графическому начертанию печатных букв.
Составление, печатание и чтение:
 сочетаний из двух букв, обозначающих гласные звуки
 сочетаний гласных с согласным в обратном слоге (УТ)
 сочетаний согласных с гласным в прямом слоге (МА);
 односложных слов по типу СГС (КОТ);,
 двухсложных и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов (ПАПА, АЛИСА);
Содержание коррекционной работы с детьми с ТНР создано с учетом программы Н,В, Нищевой ,
является примерным. Список лексических тем для календарного планирования прилагается.

14

2.2. Содержание логопедической работы с детьми с ТНР 5 – 6 лет (старшая группа).

Направления
работы

1 период
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
1.Развитие правильного физиологического и речевого дыхания, модуляции голоса.

Общие речевые
навыки

2.Работа над преодолением твердой атаки голоса.
3. Работа над интонационной выразительностью речи.
4.Формирование правильной голосоподачи и плавности речи в игровых упражнениях.
1.Активизация и совершенствование движений речевого аппарата. Подготовка к
формированию правильной артикуляции звуков и их постановка.

Звукопроизношение

2.Уточнение произношения звуков [А], [У], [О], [И], [Э], [Ы], [М], [М’], [Н], [Н’], [П],
[П‘], [Б], [Б‘]
3. Автоматизация правильного произношения поставленных ранее звуков в игровой и
свободной речевой деятельности.
1.Актуализация представлений о том, чем звук отличается от буквы.
2.Актуализация понятий: звук, гласный звук.
3.Анализ звукосочетаний с гласными звуками: [А],[У],[О],[И],[Э],[Ы]

Фонематический
анализ и синтез

4.Формирование понятий: согласных звук, твердый и мягкий согласный звук, звонкий
и глухой согласный звук.
5.Знакомство с согласными звуками [М], [М’], [Н], [Н’], [П],[П‘],[Б],[Б‘]

Подготовка к
обучению грамоте

6.Формирование умения определять место звука в слове на материале пройденных
звуков.
7.Формирование навыков анализа и синтеза слогов с пройденными звуками,
составление схем.
8.Совершенствование навыка составления букв из палочек, «рисовании» в воздухе и
по крупе. Узнавание «зашумленных» изображений букв, букв, изображенных с
недостающими элементами.
9. Формирование навыка осознанного чтения слияний и слогов с пройденными
буквами.

Слоговая
структура слова

1.Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слова.
2.Работа над двусложными и трехсложными словами без стечения.
3.Введение понятия «слог», обучение выполнять слоговой анализ двусложных и
трехсложных слов.
Расширение и уточнение словаря по темам: Осень. Признаки осени. Огород. Овощи.
15

Лексика

Сад. Фрукты. Лес осенью. Грибы. Ягоды. Деревья и Кустарники. Перелетные птицы.
Одежда. Головные уборы. Обувь. Продукты питания. Посуда. Мебель. Части мебели.
Мой дом
Образование и употребление:
1. падежных окончаний имен существительных ед.ч.
2. существительных из ед.ч. в И.п. мн .ч

Грамматический
строй речи

3. существительных с глаголами ед. ч. И мн. Ч
4. существительных с притяжательными прилагательными: мой, моя, мое, мои.
5. существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
7. числительных два и пять с существительными
8. существительных в Р.п. ед.ч и мн.ч
9. глаголов наст.и прошед. времени.
Составление и распространение простых предложений однородными членами.
1.Составление простых распространенных предложений.
2.Обучение умению задавать вопросы и отвечать на них полным и кратким ответом.

Связная речь

3.Обучение составлению описательных рассказов по темам 1 периода.
4.Работа над диалогической речью с использованием художественной литературы.
5.Обучение пересказу небольших рассказов и сказок по мнемотаблицам.
6.Совершенствование умения «оречевлять» игровую ситуацию

Мелкая моторика
МВП

Направления
работы

1.Развитие пальчиковой моторики.
2.Совершенствование (формирование) работы с карандашом

2 период
(декабрь, январь, февраль)
1. Работа над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи.

Общие речевые
навыки

2. Работа над четкостью дикции и интонационной выразительностью речи.
3.Закрепление навыка мягкой голосоподачи и умения говорить в спокойном темпе.
1.Работа по постановке звуков.

Звукпроизношение

2.Автоматизация и дифференциация поставленных ранее звуков.
16

3. Уточнить артикуляцию звуков [К], [К’], [Г], [Г’], [Х], [Х’], [Д], [Д’], [Т], [Т’], [В],
[В’], [Ф], [Ф‘], [С], [С‘], [З], [З‘], [Ц], [Ш], [Ж], [Ч].
1. Совершенствование умений различать гласные и согласные звуки.
2.Закрепление понятий: гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий звук.
Фонематический
анализ и синтез

3.Знакомство с буквами и звуками: [К], [К’], [Г], [Г’], [Х], [Х’], [Д], [Д’], [Т], [Т’], [В],
[В’], [Ф], [Ф‘], [С], [С‘], [З], [З‘], [Ц], [Ш], [Ж], [Ч].
4.Дифференциация изученных твердых и мягких звуков в изолированном положении в
слогах и словах.

Подготовка к
обучению грамоте

5. Совершенствование навыков анализа и синтеза в слогах, словах из 3 звуков.
6. Составление схем.
7.Совершенствование навыка осознанного чтения слияний, слогов, слов с
пройденными буквами.
8. Знакомство с правилом написания ЖИ - ШИ
1.Работа над структурой слов со стечением согласных в начале и конце слова.

Слоговая
структура слова

2.Закрепление слоговой структуры трехсложных слов с одним закрытым слогом
(котенок, снегопад)
3.Продолжаем работу над слоговым анализом и синтезом слов, состоящим из 1ого, 2х,
3х слогов.

Лексика

Расширение и уточнение словаря по темам: Зима. Признаки зимы. Зимующие птицы.
Дикие животные. Домашние животные. Новогодний праздник. Игрушки. Диагностика
на материале «Зима». Зимние забавы. Зимние виды спорта. Транспорт. Профессии на
транспорте. Стройка. Профессии. Трудовые действия. Почта. Детский сад. Профессии.
Наша Армия. Профессии пап
Закрепление и совершенствование навыков:
1. образования падежных окончаний существительных ед. ч.
2. Употребления окончаний существительных в И.п. мн. ч.

Грамматический
строй речи

3.Согласования существительных с прилагательными в роде, числе и падеже.
4.Образования притяжательных и относительных прилагательных.
5.Употребления простых предлогов (в, на, под, за, над) и движений (в, из, к, от, по)
6. Образования глаголов движения с приставками.
7.Образования однокоренных слов.
8. Образования существительных ед. ч. и мн. ч. Р.п.
Составления и распространения простых предложений с помощью определений.
1.Закрепление умений самостоятельно составлять описательные рассказы по серии
17

сюжетных картинок, по сюжетной картине, мнемотаблицам, предложенному плану.
Связная речь

2.Обучение пересказу и составлению рассказа с опорой на картинку и серии картинок.
3. Совершенствование умений отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог,
занимать активную позицию в диалоге.
4.Совершенствование навыка пересказа сказок и коротких рассказов со зрит. опорой.
1.Развитие пальчиковой моторики

Мелкая моторика

2.Усложнение работы с карандашом (обводка по контуру, по клеткам в тетради)
3.усложнение работы над конструктивным праксисом.

МВП

4. Совершенствование координации речи с движением.
5.Развитие логического мышления, зрительной и слуховой памяти и внимания.

3 период
(март, апрель, май, июнь)

Направления
работы
Совершенствование:
Общие речевые
навыки

1. Речевого и физиологического дыхания.
2.Четкости дикции на материале небольших стихотворных текстов с отработанными
звуками.

Звукопроизношение

1.Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в игровых упражнениях и
свободной деятельности.
2. Уточнить артикуляцию звуков [Ч], [Щ], [Л], [Л‘], [Р], [Р’].
1.Знакомство со звуками [Ч], [Щ], [Л], [Л‘], [Р], [Р’].

Фонематический
анализ и синтез

2.Совершенствование навыков анализа и синтеза в слогах и словах из 3-х звуков.
3.Дифференциация твердых и мягких согласных звуков.
4. Составление схем слов со стечением согласных звуков.

Подготовка к
обучению грамоте

5.Совершенствование умений определять место звука в слове (начало, середина,
конец)
6. Совершенствование умений подбирать слова на заданный звук, слов со звуком в
определенной позиции (начало, середина, конец слова)
7.Совершенствование навыка осознанного чтения слогов и слов.
1.Закрепление слоговой структуры трехсложных слов со стечением (сосулька,

18

Слоговая
структура слова

кактус)
2.Закрепление умений выполнять слоговой анализ и синтез слов, состоящих из 1ого,
2х, 3х слогов
Расширение и уточнение словаря по темам: Весна (признаки). Мамин праздник.
Профессии мам.

Лексика

Весна. Первоцветы. Животные и птицы весной. Неделя театра. Рыбы (пресноводные
и аквариумные). Космос. Откуда хлеб пришел? Сельскохозяйственные работы
весной. День победы. Наш город Санкт-Петербург. Насекомые. Лето (признаки).
Полевые цветы. День защиты детей. День России. Цветы. Правила дорожного
движения.
1.Закрепление употребления падежных окончаний имен существительных ед.ч. и
мн.ч.
2. Совершенствование умения изменять по падежам и родам прилагательные.

Грамматический
строй речи

3.Согласование числительных 2 и 5 с существительными
4.Закрепление употребления простых предлогов. Употребление сложных предлогов
(из-под, из-за, около, возле)
5.Образование сравнительной степени прилагательных
6.Образование наречий от прилагательных
7.Закрепление способов образования новых слов с помощью приставок с
суффиксами.

Связная речь

1.Закрепление умений самостоятельно составлять описательный рассказ, рассказы
по сюжетной картине, по серии картин, из опыта.
2.Составление различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и
союзными словами.
3. Совершенствование диалогической и монологической форм речи.
1. Развитие пальчиковой моторики.

Мелкая моторика

МВП

2. Совершенствование навыков работы с карандашом.
3. Совершенствование зрительного и слухового внимания и памяти, логического
мышления.
4. совершенствование координации, подвижности и ловкости в подвижных речевых
играх.
5. Совершенствование конструктивного праксиса.



Список лексических тем см. Приложение.

19

2.3. Содержание логопедической работы по образовательным областям.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
Старшая группа
Разделы

Игра

Содержание

Интеграция с
образовательными
областями

Лексические
темы

Игра – ведущий вид
Интеграция с
деятельности, в том числе и в образовательной областью
ходе логопедической работы. «Физическое развитие» раздел «Физическая
, последовательных действий культура»
человека, животных и
Режиссерские игры, игры –
Интеграция с разделом
драматизации, подвижные
«Труд»
игры, дидактические игры,
Интеграция с
сюжетно – ролевые игры,
образовательной областью
изготовление игровых
«Познавательное развитие»
атрибутов, строительно –
- раздел
конструктивные игры с
«Конструирование»
последующим
разыгрыванием игровых
Интеграция с разделами
сюжетов, создание игровой
«Представления о мире
предметно – развивающей
людей
и
рукотворных
среды, самостоятельные
материалах», «Безопасное
игры детей и игры с
поведение в быту, социуме,
участием взрослых по
природе», «Труд»
различным темам,
проигрывание сюжетных
линий, соединение двух –
трех сюжетных линий в
единую игру, игровые
ситуации, в которых
возникает необходимость
менять сюжетную линию в
определенных условиях,
сюжетно – ролевые игры,
разворачивающиеся на
нескольких планах.

Осень.
Признаки
осени.

Театрализованные игры.
Игры – имитации образов
сказочных персонажей, птиц,

Дикие
животные.

Огород.
Овощи.
Сад. Фрукты.
Ягоды.
Лес осенью.
Грибы.
Деревья и
кустарники.
Перелетные
птицы.
Одежда.
Головные
уборы.
Обувь.
Продукты
питания.
Посуда.
Мебель. Части
мебели.
Мой дом.
Зима.
Зимующие
птицы.

20

разыгрывание представлений
по сюжетам литературных
произведений.
Игры – импровизации по
сюжетам литературных
произведений, с
театральными куклами,
изготовление атрибутов для
театрализованных игр.

Представления Жизнь ребенка среди
о мире людей и взрослых и сверстников.
рукотворных
Ребенок в мире игрушек и
материалах
игр.
Ребенок в детском саду.

Домашние
животные.
Новогодний
праздник.
Игрушки.
Зима. Зимние
забавы.

«Художественно –
эстетическое развитие» раздел «Изобразительное
творчество», «Физическое
развитие» - раздел
«Представления о здоровом
образе жизни и гигиене»

Ребенок знакомится со
страной, жизнью людей в
обществе и их трудом.

Интеграция с разделами
«Труд», «Игра»,
«Безопасное поведение
Ребенок познает мир техники Интеграция с
логопедической работой и
образовательными
областями «Речевое
развитие», «Познавательное
развитие» - раздел
«Конструирование»,
в быту, социуме, природе»
Безопасное
поведение в
быту, социуме,
природе

Безопасность в доме
(детском саду)
Безопасность на улице, в
природе.

Интеграция с разделом
«Представления о мире
людей и рукотворных
материалах», «Игра»,
«Труд»
Интеграция с
логопедической работой,
образовательной областью
«Речевое развитие»

Зимние виды
спорта.
Детский сад.
Профессии,
труд, действия.
Стройка.
Профессии,
труд, действия.
Почта.
ПДД.
Транспорт,
Профессии на
транспорте.
Наша Армия.
Весна
(признаки).
Мамин
праздник.
Профессии
мам.
Весна.
Первоцветы.
Комнатные
растения.
Животные и
птицы весной.

Интеграция с
образовательными
Рыбы
областями «Познавательное
(пресноводные
развитие» - раздел
и
«Развитие представлений о
21

себе и об окружающем
природном мире»,
«Художественно –
эстетическое развитие» раздел «Изобразительное
творчество»
Труд

Хозяйственно – бытовой
труд.
Труд в природе.
Ручной труд.

Интеграция с
образовательными
областями «Физическое
развитие» - раздел
«Представления о здоровом
образе жизни и гигиене»,
«Художественно –
эстетическое развитие» раздел «Изобразительное
творчество»,
«Познавательное развитие»
- раздел «Элементарные
математические
представления»,
разделами «Представления
о мире людей и
рукотворных материалах»,
«Безопасное поведение в
быту, социуме, природе»,
«Игра»

аквариумные).
Космос.
Откуда хлеб
пришел.
Сельскохозяйст
венные работы
весной.
Итоговая
диагностика
День Победы.
Наша город.
Насекомые.
Лето
(признаки).
Полевые
цветы.
«Театральная
касса –
кукольный
театр»

22

Образовательная область «Познавательное развитие»
Старшая группа
Разделы
Представления о
себе и об
окружающем
природном мире

Содержание
Ребенок познает
мир живой
природы
Ребенок
знакомится с
миром растений
Ребенок познает
мир минералов
Ребенок
знакомится с
явлениями
природы и
космосом
Количественные
представления
Представления о
форме

Элементарные
математические
представления

Представления о
величине
Представления о
пространстве
Временные
представления

Экскурсии,
Конструирование наблюдения,
групповые
прогулки с
воспитателями,
индивидуальные
прогулки с

Интеграция
с образовательными
областями
Интеграция с
образовательной областью
«Речевое
развитие» интеграция с образовательной областью
«Социальнокоммуникативное развитие» раздел «Игра», «Труд»,
«Представлении о мире
людей и рукотворных
материалах»,«Художественно
-эстетическое развитие» раздел «Изобразительное
творчество»
«Художественноэстетическое развитие» раздел «Музыка»

Лексические
темы
Осень. Признаки осени
Огород. Овощи.
Сад. Фрукты. Ягоды.
Лес осенью. Грибы.
Деревья и кустарники.
Перелетные птицы.
Одежда. Головные уборы.
Обувь.
Продукты
питания.
Посуда.
Мебель. Части мебели.
Мой дом.
Зима. Зимующие птицы.
Дикие животные.
Домашние животные.
Новогодний
праздник.
Игрушки.
«Зима»
Интеграция с логопедической Зимние забавы.
Зимние виды спорта.
работой, образовательными
Детский сад. Профессии,
областями «Речевое
труд, действия.
развитие» «СоциальноСтройка.
Профессии,
коммуникативное развитие»
трудовые действия.
- раздел «Игра»
Почта.
Интеграция с обПДД. Транспорт.
разовательной областью
Профессии на транспорте.
«Социальнокоммуникативное развитие» - Наша Армия
Весна (признаки). Мамин
раздел «Безопасное
праздник. Профессии мам.
поведение в быту, социуме,
Весна. Первоцветы.
природе». «Представления о
Комнатные растения.
мире людей и рукотворных
Животные
и
птицы
материалах»
весной.
Интеграция с разделом
Рыбы (пресноводные и
«Конструирование»
Художественно-эстетическое аквариумные)
Космос.
развитие» Откуда хлеб пришел.
«Изобразительное
Сельскохозяйст
творчество», «Музыка»
венные работы весной.
Итоговая диагностика
Интеграция с
День Победы. Наш город
образовательной областью
Насекомые
«Социальнокоммуникативное развитие» - Лето (признаки).
Полевые цветы.
разделы «Представления о
мире людей и рукотворных
материалах» и «Безопасное
23

Конструктивные
игры

родителями с
целью знакомства с
различными
архитектурными
сооружениями,
рассматривание и
беседы по
иллюстрированным
альбомам,
фотографиям,
просмотр
видеофильмов об
архитектурных
сооружениях, о
строительстве
зданий,
наблюдения,
Выбор элементов,
необходимых для
выполнения
конструкции из
объемного и
плоскостного
материала (с
называнием
плоскостных и
объемных фигур)
Конструирование
игрушек
Складывание
предметных и
сюжетных
разрезных
картинок.
Индивидуальная и
коллективная
работа по
составлению картинок по типу
«пазлов».
Конструирование
из палочек.
Конструирование
улицы с
использованием
детского игрового
комплекта
Ознакомление
детей со
строительством и
архитектурой в
разные эпохи.

поведение в быту, социуме,
природе»
Интеграция с разделом
«Элементарные
математические
представления»
Интеграция с
образовательной областью
«Социальнокоммуникативное развитие»
- разделы «Игра»,
«Представления о мире
людей и рукотворных
материалах»

24

Образовательная область «Речевое развитие»
Старшая группа
Разделы

Содержание

Развитие умения правильно
строить простые
распространенные
предложения, предложения с
Синтаксическая однородными членами,
простейшие виды
структура
сложносочиненных и
предложения
сложноподчиненных
предложений.
Обучение детей
употреблению
сложноподчиненных предложений с использованием
подчинительных союзов.
Составление описательных и
повествовательных рассказов.
Ознакомление
с
литературными
Связная речь
произведениями
и
рассказывание их Слушание
сказок,
стихотворений.
Разучивание стихотворений.
Рассказывание
сказок,
коротких рассказов и историй
с помощью пальчикового,
настольного,
перчаточного
театра, кукол -бибабо, серий
картинок,
наглядных
моделей,
символических
средств
Разыгрывание
по
ролям
литературных произведений.
Коллективный
рассказрисование по содержанию
произведения.
Изготовление
книжексамоделок
из
рисунков,
аппликаций.
Показ,
называние
персонажей
сказки, драматизация каждого
эпизода.
Составление рассказов в виде
сообщений.

Интеграция с
образовательными
областями
Логопедическая
работа.

Логопедическая
работа.
«Социальнокоммуникативное
развитие» - разделы
«Игра», «Труд».
«Художественноэстетическое
развитие» - раздел
«Изобразительное
творчество».

Лексические темы
Осень. Признаки осени.
Овощи. Огород. Труд
взрослых на полях.
Фрукты. Сад.
Поздняя осень. Лес.
Грибы. Ягоды.
Перелетные птицы.
Дикие животные.
Подготовка к зиме.
Домашние животные.
Одежда. Обувь.
Головные уборы.
Материалы.
Зима. Приметы.
Зимующие птицы.
Дом. Квартира. Мебель.
Материалы.
Посуда. Новогодний
праздник. Игрушки.
Зимние забавы. Зимние
виды спорта.
Транспорт. Профессии
на транспорте.
ПДД.
Детский сад. Профессии.
Стройка. Профессии.
Почта. Наша Армия.
Защитники Отечества.
Ранняя весна. Мамин
праздник. Профессии
мам.
Весна. Первоцветы.
Комнатные растения.
Рыбы.
Космос.
Животные и птицы
весной.
Откуда хлеб пришел.
Сельскохозяйственные
работы весной.
День Победы.
Наш город.

25

Рассматривание картин
художников. Разыгрывание
Ознакомление с ситуаций, изображенных на
произведениями картинах.
Составление предложений и
искусства
рассказов по картинам.
(картины,
Коллективные работы на тему
иллюстрации
детских книг и картины: диорама по сюжету
т. п.) и рассказы картины, коллективный
рисунок-аппликация с
о них.
последующим
рассказыванием по
содержанию картины.
Экскурсии в музеи,
картинные галереи (вместе с
родителями). Экскурсии
мини – картинные галереи в
ГДОУ.
Знакомство с понятием
предложение. Составление
графических схем
предложения. Составление
Обучение
графических схем слогов,
грамоте
слов.
Знакомство с печатными
буквами.
Составление, печатание и
чтение:
- сочетаний букв;
- слогов;
- слов различной слоговой
структуры;
- предложений из двухчетырех слов без предлога и с
предлогом.
Обучение детей послоговому
слитному чтению слов,
предложений, коротких
текстов.

Логопедическая
работа.
Социальнокоммуникативное
развитие - разделы
«Игра»,
«Представления о
мире людей и
рукотворных
материалах».
«Художественноэстетическое
развитие» - раздел
«Изобразительное
творчество».

Здравствуй лето!
Насекомые. Полевые
цветы. Сезонные
изменения в природе.

Интеграция с
логопедической
работой по всем
направлениям
подраздела.

26

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Старшая группа
Разделы

Содержание

Изобразительное
творчество

Рисование.
Предметное:
Рисование разных пород
деревьев, связывая образ с
«характером» дерева Показ
приема изображения предме тов на разных уровнях.
Рисование одного и того же
дерева зимой, летом и осенью,
передавая основные цвета
времен года, рядом свое
изображение.
Рисование улицы, парка,
участка (по заранее
нанесенным
пространственным
ориентирам — дорожкам).
Отражение занятий людей
(взрослых и детей) в
изображаемой ситуации.
Рисование зданий разного
назначения (жилой домбашня, детский сад, магазин,
деревенский домик).
Отражение в рисунке
характерных особенностей
домов: количество этажей
дверей, окон, наличие
некоторых деталей, например
балконов жилых домах.
Рисование человека. Способы
передачи движений рук и ног,
наклона туловища, поворота
головы в зависимости от
действий. Рисование
«портретов» друзей,
автопортретов, портретов
мамы папы.
Сюжетное:
Рисование по представлению
и с натуры натюрмортов,
сюжетов литературных и
музыкальных произведений,
выбирая цветовой фон.
Сюжетное рисование,
отражающее события из
жизни детей и взрослых,

Интеграция
с образовательными
областями
Интеграция с
образовательной
областью «Речевое
развитие», интеграция с
образовательной
областью «Социальнокоммуникативное
развитие»— раздел
«Игра», «Труд»,
«Представлении о мире
людей и рукотворных
материалах».«Познават
ельное развитие» —
разделы
«Элементарные
математически
представления»,
«Конструирование»

Интеграция с
образовательными
областями «Социально
-коммуникативное
развитие»— раздел
«Представления о мире
людей и рукотворных
материалах»; «Речевое
развитие»
Интеграция с
логопедической
работой,
образовательной
областью «Социальнокоммуникативное
развитие» — разделы
«Представлю о мире
людей и рукотворных

Лексические
темы
Осень. Признаки
осени. Овощи.
Огород. Труд
взрослых на
полях.
Фрукты. Сад.
Поздняя осень.
Лес. Грибы.
Ягоды.
Перелетные
птицы.
Дикие
животные.
Подготовка к
зиме.
Домашние
животные.
Одежда. Обувь.
Головные
уборы.
Материалы.
Зима. Приметы.
Зимующие
птицы.
Дом. Квартира.
Мебель.
Материалы.
Посуда.
Новогодний
праздник.
Игрушки.
Зимние забавы.
Зимние виды
спорта.
Транспорт.
Профессии на
транспорте.
ПДД.
Детский сад.
Профессии.
Стройка.
Профессии.
Почта. Наша
Армия.
Защитники
Отечества.
Ранняя весна.
27

сказочные ситуации, ситуации
из произведений детской
литературы. Предварительные
беседы, вызывающие в
воображении детей то, что
будет нарисовано.
Изготовление книжексамоделок, в которых
отражена жизнь детей и их
игровой опыт.
Декоративное рисование:
Рисование
ритмично расположенных
разнообразных форм: кругов,
точек, линий, завитков.
Роспись выкроек дымковских
игрушек после
рассматривания игрушек.
Выставка детских работ.
Использование поделок для
театрализованных игр.
Лепка:
Лепка фигур человека и
животных с передачей
характерных движений
Развитие у детей чувства
композиции. Лепка
скульптурных групп из двухтрех фигур, передача
пропорций и динамики действия, соотношение предметов
по величине.
( длинные уши, длинный
хвост, короткий хвост). Лепка
фигурок скульптурным
способом с последующим их
обыгрыванием.
Аппликация.
Игры и упражнения на
развитие умения сравнивать
предметы по форме и умения
узнавать их по словесному
описанию
Выполнение узора в круге и в
полоске по образцу на основе
самостоятельного вычленения
принципа чередования
элементов. Выполнение
аппликации фигур человека и
животных. Вырезание
предметов симметричной
формы из бумаги, сложенной
вдвое (овощи, фрукты, посуда.

материалах», «Труд».

Интеграция с
образовательной
областью «Речевое
развитие».
Интеграция с
логопедической
работой,
образовательной
областью «Познавательное развитие»
- разделы
«Элементарные
математические
представления»,
«Конструирование».

Мамин
праздник.
Профессии мам.
Весна.
Первоцветы.
Комнатные
растения.
Рыбы.
Космос.
Животные и
птицы весной.
Откуда хлеб
пришел.
Сельскохозяйств
енные работы
весной.
День Победы.
Наш город.
Здравствуй лето!
Насекомые.
Полевые цветы.
Сезонные
изменения в
природе.

Интеграция с
логопедической
работой,
образовательными
областями «Социальнокоммуникативное
развитие» - раздел
«Труд»; «Речевое
развитие».

28

Музыка

Сюжетная аппликация по
сказкам. Изготовление книжек
- самоделок по сказкам и
рассказывание по ним.
Прослушивание и узнавание
музыкальных звуков, мелодий
и песен
Музыкально-ритмические
движения
Логоритмика
Игра на музыкальных
инструментах

Интеграция с логопеди-

ческой работой,
образовательными
областями «Речевое
развитие» «Социальнокоммуникативное
развитие» - раздел
«Игра»,
«Безопасное поведение
в быту, социуме,
природе»,
«Представления о мире
людей и рукотворных
материалах».
Интеграция с разделом
«Конструирование»
Художественноэстетическое развитие»
— «Изобразительное
творчество»

Образовательная область «Физическое развитие».
Старшая группа
Разделы

Содержание

Подвижные игры.
Музыкально – ритмические
движения (логоритмика).
Построения и перестроения.
Ходьба и упражнения в
равновесии.
Бег, прыжки.
Катание, бросание, ловля
округлых предметов.
Ползание и лазанье.
Подготовка к спортивным
играм.
Представления Раздевание и одевание.
Формирование культурно –
о здоровом
образе жизни и гигиенических навыков.
Прием пищи.
гигиене.
Физическая
культура

Интеграция с
образовательными
областями
Интеграция с
логопедической
работой,
образовательными
областями
«Художественно
эстетическое
развитие» - раздел
«Музыка»,
«Социально –
коммуникативное
развитие» - раздел
«Игра».
Интеграция с
логопедической
работой,

Лексические темы
Осень. Признаки осени.
Овощи. Огород. Труд
взрослых на полях.
Фрукты. Сад.
Поздняя осень. Лес.
Грибы. Ягоды.
Перелетные птицы.
Дикие животные.
Подготовка к зиме.
Домашние животные.
Одежда. Обувь.
Головные уборы.
Материалы.
Зима. Приметы.
29

Предметно – практическая,
игровая и речевая
деятельность по основам
здорового образа жизни
(игры и упражнения,
направленные на коррекцию
нарушений общей моторики,
на развитие тонкой моторики
рук, чтение литературы,
разные виды театра, куклы
бибабо, рассказывание
сказок, театрализация,
настольно – печатные игры
по тематике
здоровьесбережения,
изготовление книжек –
самоделок, рисунки,
аппликации, составление
рассказа по картинкам.

образовательной
областью
«Социально –
коммуникативное
развитие» - разделы
«Труд»,
«Представления о
мире людей и
рукотворных
материалах».
Интеграция с
разделом
«Физическая
культура».
Интеграция с
образовательной
областью
«Социально –
коммуникативное
развитие» - раздел
«Игра».
Интеграция с
логопедической
работой,
образовательной
областью «Речевое
развитие»

Зимующие птицы.
Дом. Квартира. Мебель.
Материалы.
Посуда. Новогодний
праздник. Игрушки.
Зимние забавы. Зимние
виды спорта.
Транспорт. Профессии
на транспорте.
ПДД.
Детский сад.
Профессии.
Стройка. Профессии.
Почта. Наша Армия.
Защитники Отечества.
Ранняя весна. Мамин
праздник. Профессии
мам.
Весна. Первоцветы.
Комнатные растения.
Рыбы.
Космос.
Животные и птицы
весной.
Откуда хлеб пришел?
Сельскохозяйственные
работы весной.
День Победы.
Наш город.
Здравствуй лето!
Насекомые. Полевые
цветы. Сезонные
изменения в природе.

30

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Условия реализации программы.
Структура образовательного процесса в старшей группе для детей с ТНР.
Непосредственно образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков
речевого развития детей, которая организуется в форме игровых занятий с 09.00 до 11.00 ч.
Совместная коррекционная, развивающая деятельность детей с логопедом, осуществляется с
11.00 – 13.00 ч. в играх и режимных моментах и прогулках.
Образовательная деятельность с детьми по Программе рассчитана на пятидневную рабочую
неделю. Продолжительность учебного года - с 1 сентября по 30 июня. Пять недель в году (три в
начале сентября и две в конце мая) отводятся на диагностику уровня знаний и умений детей по всем
разделам программы.
Необходимым условием реализации коррекционной рабочей программы для детей с ТНР
является проведение комплексного обследования. Направления обследования раскрывают
целостную картину речевого, физического и психического развития ребенка.
Содержание обследования непосредственно связано с содержанием логопедической
работы и работы по образовательным областям. Оценка результатов обследования обеспечивает
возможность выявить и зафиксировать даже незначительные изменения в развитии каждого ребенка
по всем изучаемым параметрам, которые отражают динамику овладения программным содержанием.
В оценке отражается как количественная, так и качественная характеристика происходящих
изменений. Результаты фиксируются в таблице. Комплексное обследование проводится в первые три
недели сентября. Промежуточное обследование проводится в январе. Итоговое обследование
проводится в мае.
Требования к организации воспитательно-образовательного процесса, согласно СанПин – см.
Приложение № 2.
Система непосредственно-образовательной деятельности – см. Приложение № 3.
График работы – см. Приложение № 4.

3.2. Программно-методическое обеспечение рабочей программы
3.2.1. Педагогические технологии, применяемые в коррекционной работе в старшей группе для
детей с ТНР
№
п/п
Название
Автор
1
Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5 – 6 лет.
Е.В.Колесникова
2

Логопедическая ритмика

Г.А.Волкова

3

«Научите меня говорить правильно».

О.И.Крупенчук
31

4

«Учим буквы» (для детей 5 – 6 лет).

О.И.Крупенчук

5

«Готовим руку к письму».

О.И.Крупенчук

6

«Играем, читаем, пишем».

Е.О.Астафьева

7

Преодоление недоразвития фонематической стороны
речи у старших дошкольников.

З.Е.Агранович

8

Логопедическая азбука.

Е.В.Новикова

9

Преодоление речевых нарушений у дошкольников.

10

Формирование лексики и грамматического строя у
дошкольников с общим недоразвитием речи.

Л.В.Лопатина
Н.В.Серебрякова
Р.И.Лалаева
Н.В.Серебрякова

11

«Буду говорить, читать, писать правильно».

Г.А.Глинка

12

Комплект рабочих тетрадей по развитию речи на звуки.

Н.В.Новоторцева

13

«Вводим звуки в речь». Картотека заданий.

14

Коррекция звукопроизношения у детей. Дидактические
материалы.
Логопедические домашние задания для детей 5 – 7 лет с
ОНР (комплект).
«Правильно, складно, красиво учимся мы говорить».

Т.С.Перегудова
Г.А.Османова
Л.Е.Кыласова

15
16

Н.Э.Теремкова
М.Б.Успенский
Л.П.Успенская
С.В.Бойко

17

Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей
5 – 7 лет.

18

Формирование лексико-грамматических представлений.

Т.А.Ткаченко

19

В.В.Коноваленко
С.В.Коноваленко
Н.С.Четвертушкина

21

Дидактический материал по автоматизации звуков у
детей. Альбомы для логопедов
Слоговая структура слова: система коррекционных
упражнений для детей 5 – 7 лет.
«Развиваем графические навыки».

22

Графические диктанты.

В.Т.Голубь

20

Л.М.Граб

32

3.2.2. Примерный перечень игр и игровых упражнений
Раздел
Формирование слухового и
зрительного восприятия,
внимания, памяти,
зрительнопространственных
предоставлений

Общая, ручная и
артикуляторная моторика

Мыслительные
операции

Слухозрительное и
слухомоторное
взаимодействие в процессе
восприятия и воспроизведения ритмических
структур
Формирование сенсорноперцептивного уровня
восприятия
Фонетический, лексикограмматический строй речи,
связная речь

Игры и игровые упражнения
«Времена года», «Где такие?», «Запомни и найди», «Зверюшки на
дорожках», «Ищи и находи», «Какого цвета нет?», «Картина»,
«Картинка», «Колокол-колокольчик», «Кто внимательный», «Кто
где стоит», «Кто за кем пришел», «Лото», «Мастерская форм»,
«Найди и назови», «Найди клад», «О чем говорит улица?», «Обед
для матрешек», «Позвони на том же месте», «Поймай меня»,
«Положи верно», «Построй ворота», «Прятки с игрушками»,
«Расставь по местам», «Собери букет», «Спрячь игрушку»,
«Телефон», «У кого такое?», «Угадайка», «Цвет и форма»,
«Цветик - семицветик», «Цветные дома», «Чего не стало?», «Что
бывает такого цвета?», «Что досталось тебе, дружок?», «Что за
чем звучало?», «Что изменилось?», «Что нарисовано?», «Чья это
конура?».
«Бочонок с водой», «В гости», «Волк», «Где мы были, мы не
скажем, а что делали, покажем», «Двое разговаривают», «Домик»,
«Дружба», «Ежик», «Зайцы», «Замок», «Колокол», «Кот»,
«Кошки-мышки», «Кулак — кольцо», «Курочка — петушок»,
«Ладони на столе». «Лакомка», «Ловкие пальцы», «Лодочка»,
«Лошадки», «На одной ножке вдоль дорожки», «Ножницы»,
«Пальчики здороваются», «Пассажиры в автобусе», «Паук», «По
узенькой дорожке», «Подбрось-поймай», «Пожарники», «Птичка
летит», «Птички», «Пчела», «Пять человечков». «Серсо», «Скакалка», «Солнечные лучи», «Спичечные коробки», «Топ-хлоп»
«Флажок», «Часы», «Человечек» и др., а также специальные игр(
вые комплексы артикуляторной гимнастики (для различных
фонетических групп звуков).
«Исключи неподходящую картинку (слово)», «Назови одним
словом», «Назови, какие бывают...», «Отгадай загадки, найди
отгадку», «Подбери слова (простые аналогии)»,
«Последовательные картинки», «Путаница», «Разложи и назови»,
«Составь картинку», «Составь фигуру», «Сравни», «Что здесь
должно быть нарисовано» и др.
«Азбука Морзе». «Дятел», «Композитор», «Музыканты»,
«Ритмические загадки», «Ритмический диктант», «Ритмическое
эхо», «Телеграфист» и др.

«Волшебная страна», «Дразнилки», «Не ошибись», «Повтори, как
я», «Телефон». «Эхо» и др.
«Волшебник», «Волшебные картинки», «Вопрос — ответ»,
«Вставь пропущенное слово», «Два медведя», «Доктор Айболит»,
«Дополни предложение», «Ждем гостей», «Желание», «Живое —
неживое», «Закончи предложение», «Запомни схему», «Исправь
ошибку», «Комарик и слон», «Кто больше?», «Кто кого обгонит»,
«Кто чем защищается», «Кто что может делать», «Ласково — не
ласково», «Летает — ползает — прыгает», «Лишнее слово»,
33

Коррекция нарушений
движения артикуляторного
аппарата, дыхательной и
голосовой функции

Подготовка к обучению
грамоте

«Ловкий мяч», «Логопедические кубики», «Любопытная
Варвара», «Мастера-умельцы», «Назови лишнее слово», «Назови
лишний предмет», «Назови нужное слово», «Назови по порядку»,
«Назови похожие слова», «Назови, сколько?», «Найди картинку»,
«Найди начатое слово», «Найди пару», «Найди слованеприятели», «Найди хозяина», «Один — много», «Опиши
предмет», «Отгадайка», «Подбери слова», «Подскажи словечко»,
«Полезные животные», «Помоги Незнайке», «Посчитай»,
«Потерянное слово», «Похожие слова», «Продолжи словесный
ряд», «Прятки», «Рассеянный ученик», «Рыболов», «С чем
корзинка?», «Скажи наоборот», «Скажи одним предложением»,
«Слова-близнецы», «Слова-родственники», «Сложные слова»,
«Соедини слова», «Создай новое слово», «Солнечный зайчик»,
«У кого какая шуба», «Угадай по листику дерево». «Угадай
профессию», «Узнай, о чем я говорю», «Цирк», «Что нужно?»,
«Что общего?», «Чудесный мешочек», «Чудо-дерево»,
«Экскурсия», «Я, мы, он, она — вместе дружная страна» и др.
«Аня поет», «Бабочка летит», «Больной пальчик», «В лесу»,
«Вода кипит», «Вопрос — ответ», «Воробышки», «Ворона»,
«Высоко — низко», «Горячий чай», «Гром», «Дровосек», «Забей
мяч в ворота», «Задуй свечу», «Зоопарк», «Игра на пианино»,
«Корова». «Немое кино», «Потянем резиночки», «Снежинки»,
«Сова», «Ступеньки», «Тихо — громко», «Три медведя»
«Трубач», «Укладываем куклу спать», «Часы», «Эхо» и др.
«В гостях у бабушки Азбуки», «Добавишь букву, изменишь
слово», «Кто больше составит слов », «Куда спешат звери»,
«Наборщики», «Не знаешь - научим, не умеешь - покажем»,
«Новоселы», «Отгадай слово», «Прошлогодний снег», «Слово
рассыпалось», «Слоговой аукцион», «Угадайка», «Умные
клеточки-2», «Умные клеточки-3», «Учитель — ученик», «Чей
улов больше?», «Шифровальщики», «Школа» и др.

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».