Программа Логопункта 2025-2026

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 47 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТА
Решением Педагогического совета
ГБДОУ детский сад № 47
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
протокол заседания №1 от 29.08.2025 г.
УТВЕРЖДЕНА
заведующим ГБДОУ детский сад № 47
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
____________ А.Б.Богданова
приказ №175 от 29.08.2025 г.

Рабочая программа учителя-логопеда
на логопедическом пункте
для детей 5-7 лет
С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ:

ФОНЕТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ.

Составитель: Е.В. Семенова, учитель-логопед.

САНКТ – ПЕТЕРБУРГ
2025 – 2026 УЧ. ГОД

1

№ п/п
1
1.1
1.1.1
1.1.2
1.1.3
1.2
2
2.1
2.2
2.3
2.3.1
2.3.2
2.4
3
3.1
3.2
3.2.1.
3.2.2.
3.2.3.
3.3
3.4

Содержание
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Цели и задачи реализации Программы
Принципы и подходы к реализации Программы
Значимые для разработки и реализации Программы
характеристики
Целевые ориентиры (планируемые результаты) по
образовательной области «Речевое развитие»
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Модель
организации
коррекционно-развивающего
процесса
Содержание логопедической работы
Планирование логопедической
работы для детей
дошкольного возраста с нарушениями речи
Перспективное планирование логопедической работы для
детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Перспективное планирование индивидуальной работы
Вариативные формы, способы, методы и средства рабочей
программы
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Психолого-педагогические
условия
реализации
Программы
Особенности организации развивающей предметнопространственной среды
Центры развития
Методические пособия
Основная документация
Программно-методическое обеспечение Программы
Организация
деятельности
учителя-логопеда
на
2025 – 2026 учебный год

2

Стр.
3
3
3
4
5
8
10
10
11
15
15
21
22
23
23
25
25
26
27
27
27

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы
Данная рабочая программа (далее – Программа) разработана для организации
логопедической деятельности с детьми, имеющими нарушения речи.
Программа является составным компонентом основной образовательной программы
ДОО.
Программа разработана в соответствии:
- с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- с ФГОС дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);
- с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования (утв. приказом Министерства просвещения РФ от 31.07.2020 г.
№ 373);
- с Федеральной образовательной программой дошкольного образования (утв.
приказом Минпросвещения РФ от 25.11.2022 г. № 1028);
- с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
- с Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 N Р-75 "Об утверждении
примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность";
- с Закон Санкт-Петербурга «Об образовании в Санкт-Петербурге» от 26.07.2013 № 461-83
«Об образовании в Санкт-Петербурге»;
- с Уставом ГБДОУ №50.
- c основной образовательной программой дошкольного
образования
государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада
№50 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Цель Программы - обеспечение оптимальных педагогических условий,
способствующих преодолению речевых нарушений воспитанников и осуществления
своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального
благополучия посредством интеграции содержания образования и организации
взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Задачи Программы:
1. Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков,
звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность
осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку
слова).
2. Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по
дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).
3. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников

3

с речевыми нарушениями.
4. Формирование грамматического строя речи.
5. Развитие связной речи обучающихся.
6. Развитие их коммуникативности, успешности в общении.
7. Взаимодействие с сотрудниками ДОО и специалистами субъектов внешней среды.
8. Взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся.
Решение обозначенных задач возможно только при целенаправленном влиянии
учителя-логопеда и других педагогических работников на развитие ребенка с первых дней
его пребывания в дошкольной образовательной организацией во взаимодействии с
родителями (законными представителями).
1.1.2. Принципы и подходы к реализации Программы
Программа построена на следующих принципах ДО, установленных ФГОС ДО:
1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного возрастов), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе
содержания своего образования, становится субъектом образования;
3) содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей),
совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей
младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников
(далее вместе - взрослые);
4) признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных
отношений;
5) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
6) сотрудничество ДОО с семьей;
7) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
8) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в
различных видах деятельности;
9) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
10) учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Программа построена на следующих принципах дошкольного образования:
- принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления
детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и
разработку адекватного логопедического воздействия - с другой;
- принцип развивающего подхода (основывается на идее Л.С. Выготского о «зоне
ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой
развитие ребёнка;
- принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное
решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
- принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен
предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей.
Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он
опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному

4

психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала
и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
- принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных,
физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого
принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;
- принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный
переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления
формирующихся навыков;
- принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое
взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых,
зрительных и двигательных образов детей.
1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
При разработке Программы учитывались следующие значимые характеристики:
географическое месторасположение; социокультурная среда; контингент воспитанников;
характеристика нарушений речевого развития обучающихся.
Особенности
Характеристика региона
Климатические Климат Санкт-Петербурга умеренный и
особенности
влажный,
переходный
от континентального к морскому.
Для
данного региона характерна частая
смена воздушных масс, обусловленная в
значительной
степени циклонической деятельностью.
Летом преобладают западные и северозападные ветры, зимой — западные и
юго-западные Метеорологи называют
климат Санкт-Петербурга переходным от
умеренно-континентального к такому же
морскому. Погоду на территории города
и прилежащих к нему районов области
формируют географическая широта и
близость моря, а также атмосферная
циркуляция, характерная для региона.
Не слишком
большое
количество
поступающего в регион солнечного тепла
не позволяет влаге быстро испаряться, а
потому сырость — обычное явление для
Санкт-Петербурга даже в июне-августе.
Погода в остальное время пасмурная, а
освещение рассеянное. Зима в СанктПетербурге
обычно
влажная
и
относительно
мягкая. Климатические
условия
Северо-Западного
региона
имеют свои особенности: недостаточное

5

Выводы и рекомендации
В образовательный процесс включены
мероприятия,
направленные
на
оздоровление детей и предупреждение
утомляемости,
повышение
сопротивляемости
организма
и
предупреждение
обострение
аллергических реакций:

режим дня всех возрастных
групп
наполняется
активной
двигательной, игровой деятельностью,
включены бодрящая гимнастика после
сна, упражнения для расслабления,
дыхательная гимнастика, гимнастика
для глаз;

в холодное время года (при
благоприятных погодных условиях)
удлиняется пребывание детей на
прогулке;
в теплое время – жизнедеятельность
детей организуется на открытом
воздухе.

количество
солнечных
дней
повышенная влажность воздуха.

и

Культурно
- Санкт-Петербург – крупнейший центр
исторические
мировой и российской культуры,
известный
своими
великолепными
архитектурными ансамблями, дворцами,
музеями.
Город
часто
называют
«культурной
столицей»,
здесь
проводятся международные симпозиумы,
конгрессы.
Санкт-Петербург
стал
поистине
«перекрестком культур». Сегодня здесь
проживают представители более 130
различных народов России и мира. В
Санкт-Петербурге расположены также
постоянные
представительства
республик и национальных округов в
составе Российской Федерации и
Консульства иностранных государств.
В Петербурге прочно укрепились
традиции взаимного интереса, уважения
к укладу жизни, обычаям друг друга
представителей разных народов.
СоциальноСанкт-Петербург – город федерального
демографические значения, крупнейший экономический,
особенности
туристический и промышленный центр
Российской Федерации. Санкт-Петербург
– городской центр, занимающий третье
место по численности населения среди
всех стран Европы. На сегодняшний день,
согласно
информации,
указанной
сотрудниками
российского
информационно-статистического центра,
в Санкт-Петербурге проживает 5,562,056
человек.
Указанные
параметры
позволили Петербургу называться самым
северным
населенным
пунктом
Европейской ассоциации, численность
которого превышает 1 000 000 человек.

Содержание
дошкольного
образования ГБДОУ включает в себя
вопросы истории и культуры родного
города, природного, социального и
рукотворного мира, который с детства
окружает маленького петербуржца.
Поликультурное воспитание строится
на основе изучения национальных
традиций
семей
воспитанников
дошкольного
учреждения.
Дошкольники
знакомятся
с
самобытностью русской и других
национальных
культур,
представителями которых являются
участники образовательного процесса.

При планировании педагогического
процесса учитывается статус семьи,
наличие старшего поколения (бабушек,
дедушек),
учитывается
уровень
взаимоотношений ребенка и взрослых.
Социальный
состав
семей
позволяет определить формы и методы
взаимодействия
Образовательного
учреждения и семьи.

Характеристика речи детей с фонетическим недоразвитием речи (ФНР)
В группу для детей с фонетическим недоразвитием речи зачисляются дети с
нарушением не более четырёх звуков.
Приступая к исправлению недостатков звукопроизношения, необходимо, прежде всего,
выяснить, какие звуки ребенок произносит неверно, установить, каков характер их нарушения:

6

ребенок произносит звук неправильно или звук отсутствует, но при этом заменяется другим, или
он может произнести звук в изолированном виде, но в речи им пользуется не всегда. От характера
нарушения звука нередко зависит и выбор упражнения для его исправления.
Недостатки произношения звуков:
Сигматизмы:
 губно-зубной сигматизм: свистящие [с], [с'] заменяются на звуки, близкий к [ф], [ф'];
 межзубный сигматизм: кончик языка прокладывается между зубами, отчего
слова со свистящими звуками приобретают «шепелявое» звучание;
 боковой сигматизм: боковой край языка или кончик языка при произнесении свистящих
звуков оказывается между коренными зубами справа или слева, язык при этом «заваливается»
набок;
 носовой сигматизм: встречается при открытой ринолалии (расщепление твёрдого и
мягкого нёба) и ринофонии (парез, паралич мягкого нёба);
Парасигматизмы могут быть
 призубныйпарасигматизм: замена звуков [с] - [с'] соответственно на [т] - [т']
 шипящийпарасигматизм: звуки [с] - [с'] заменяются звуками [ш] или [щ]
 дефекты смягчения (замены по твёрдости – мягкости);
 замены по глухости – звонкости.
Нарушение произношения шипящих звуков:
 звук Ш заменяется на С;
 губно-зубной парасигматизм;
 межзубный сигматизм;
 шипящий парасигматизм;
 боковой сигматизм
 недостатки произношения звука [щ]. Среди недостатков произношения звука [щ]
имеется укороченное произношение (длительность такого звука такая же как при [ш]), замена
мягким свистящим звуком [с`], (сека -щека), а так же произношение [щ] с аффрикативным
элементом в завершающей фазе, как сочетание ш`,ч («ш`,ч`ука» вместо щ`ука);
 недостатки произношения звука [ч]. Среди недостатков произношения звука [ч], помимо
тех, которые являются общими для всех шипящих, следует отметить замену [ч] мягкой,
свистящей аффрикатой [ц], не свойственной фонетической системе русского литературного
языка, а также [т`] или мягкий [ш].
Нарушение произношения звуков Л., Ль
Артикуляция твердого звука л сложнее артикуляции ль, поэтому нарушение его
произношения встречается чаще. Предрасполагающими факторами, ведущими к
неправильному произношению звука л, могут быть следующие: укороченная подъязычная
связка, ограничивающая движения кончика языка вверх; слабость мышц языка; нарушения
фонематического слуха.
Нарушение произношения звуков Р. Рь
Из всех звуков русского языка звук р наиболее сложен по образованию, требует точных
движений различных частей языка, поэтому его нарушения бывают многообразными.
 звук р может вообще отсутствовать в речи ребенка,
 звук р может искажаться при произношении: горловое, боковое, носовое произношение Кроме
того, звук р может заменяться другими звуками. Наиболее часто происходят замены на звуки
л, j (й), ы, г, в.
Причин нарушения звуков р и рь, может быть несколько:
 укороченная подъязычная связка («уздечка»), ограничивающая движение вверх
кончика языка и передней части спинки языка;
 слабость мышц языка;
 неумение выполнять языком произвольные целенаправленные движения;
 нарушения фонематического слуха.

7

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей
В 2025-2026 учебном году решением п с и х о л о г о - п е д а г о г и ч е с к о г о
к о н с и л и у м а Г Б Д О У д е т с к и й с а д № 47 Фрунзенского района Санкт-Петербурга на
логопедический пункт зачислены дети с заключением «Фонетическое недоразвитие речи»
Возраст 5 лет
Возраст 6 лет
Всего детей:

0 чел.
25 чел.
25 чел.

0%
100%
100%

Порядок работы, направления и приема в группу
Группа для детей с логопедическим заключением «Фонетическое недоразвитие речи» создается в
целях оказания помощи детям, посещающим ГБДОУ детский сад №99 Фрунзенского района,
имеющим нарушения произношения отдельных звуков в возрасте от 5 до 7 лет.
Группа открывается при наличии на начало учебного года не менее 25 детей с фонетическим
недоразвитием речи и существует до достижения необходимых результатов коррекционной
работы.
 Комплектование группы осуществляется учителем-логопедом логопедического
пункта на основании р е ш е н и я П П к о б р а з о в а т е л ь н о г о
уч р еж д ен и я .
 Длительность пребывания детей в группе – ½ учебного года. В исключительных
случаях срок пребывания ребенка на логопункте может быть продлен.
 Наполняемость группы – 12-13 человек на каждые полгода.
 Дети выводятся из группы по мере исправления нарушения произношения.
 Прием и выпуск детей оформляется отдельными протоколами.
 Не подлежат приему в группу дети с логопедическим заключением «общее
недоразвитие речи» и «фонетико-фонематическое недоразвитие речи», так как коррекция этих
нарушений требует комплексного подхода и может быть осуществлена только в условиях
специальной речевой группы.
 Основная организационная форма обучения – индивидуальные и подгрупповые
занятия. Продолжительность индивидуальных занятий 10-15 минут, подгрупповых – 25-30
минут. Темы подгрупповых и индивидуальных занятий отражаются в планировании.
1.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ФГОС ДО определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики
личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает
одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению
дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои
мысли и желания.
Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения,
познания, творчества в следующие целевые ориентиры:
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и
радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
- может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
- проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и
явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и
культурном мире, в котором он живёт.

8

По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без
освоения речевой культуры. Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая
профилактика и коррекция речевых нарушений у детей. Модернизация образования
предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы
в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации
образовательной деятельности, технологий и содержания. Одной из ведущих линий
модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного
образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно- образовательных
технологий коррекционно-развивающей работы учителя- логопеда.
В связи с вышесказанным Программа учителя-логопеда предусматривает создание
специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные
потребности детей с нарушениями речи посредством индивидуализации и дифференциации
образовательного процесса.
Ребенок, выпущенный из логопедического пункта ДОО, должен обладать следующими
знаниями, умениями и навыками в образовательной области «Речевое развитие»:
Нормализация фонетической стороны речи:
- правильно артикулирует все звуки русского языка в различных фонетических позициях и
формах речи;
- дифференцирует все звуки;
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:
- способен участвовать в коллективной беседе (самостоятельно формулировать и задавать
вопросы, аргументировано отвечать на вопросы);
- свободно пользуется речью для установления контакта, поддержания и завершения
разговора.
Развитие компонентов ЛГСР (лексической стороны, грамматического строя речи, связной
речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской
деятельности:
- использует слова разных частей речи в точном соответствии с их значением, активно
пользуется эмоционально-оценочной лексикой и выразительными средствами языка;
- использует разнообразные способы словообразования, сложные предложения разных
видов, разные языковые средства для соединения частей предложения;
- самостоятельно пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения,
составляет по плану и образцу описательные и сюжетные рассказы;
- называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах, различает
понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:
- воспринимает слово и предложение как самостоятельные единицы речи, правильно
использует в своей речи;
- способен делить предложения на слова и составлять из слов (2 -4);
- способен членить слова на слоги (2-4) и составлять из слогов;
- способен проводить звуковой анализ слов; понимает смыслоразличительную роль фонем.
Планируемые результаты логопедической работы:
В результате логопедической работы ребенок научится:
- правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
- чётко дифференцировать все изученные звуки;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
- различать понятия «звук», «твёрдый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук»,
«слог», «предложение» на практическом уровне;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- производить элементарный звуковой анализ и синтез;
- владеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.
9

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Этапы
Этап 1.
Диагностический

Задачи этапа
Результат
1. Сбор анамнестических данных посредством
Определение структуры
речевого дефекта
изучения медицинской и педагогической
каждого ребёнка,
документации ребёнка.
задач коррекционной
2. Проведение процедуры психологоработы
педагогической и логопедической диагностики
детей: исследование состояния речевых и
неречевых функций ребёнка, уточнение структуры
речевого дефекта, изучение личностных качеств
детей, определение наличия и степени фиксации на
речевом дефекте
1. Определение содержания деятельности по
Разработка календарноЭтап 2.
реализации задач коррекционно-образовательной тематического
Организационнопланирования
подготовительный деятельности, формирование подгрупп для
занятий в соответствии с уровнем
подгрупповых занятий;
сформированных речевых и неречевых функций.
2. Конструирование индивидуальных маршрутов
Планов индивидуальной
работы;
коррекции речевого нарушения в соответствии
взаимодействие
с учётом данных, полученных в ходе
специалистов ДОО
логопедического исследования.
и родителей ребёнка
3. Пополнение фонда логопедического кабинета
с ФНР
учебно-методическими пособиями, наглядным
дидактическим материалом в соответствии с
составленными планами работы.
4. Формирование информационной готовности
педагогов ДОО и родителей к проведению
эффективной коррекционно- педагогической
работы с детьми.
5. Индивидуальное консультирование родителей –
знакомство с данными логопедического
исследования, структурой речевого дефекта,
определение задач совместной помощи ребёнку в
преодолении данного речевого нарушения,
рекомендации по организации деятельности ребёнка
вне детского сада
1. Реализация задач, определённых в
Достижение
Этап 3.
индивидуальных, подгрупповых коррекционных
определённого
Коррекционнопрограммах.
позитивного эффекта
развивающий
2. Психолого-педагогический и логопедический
в устранении у детей
отклонений в речевом
мониторинг.
3. Согласование, уточнение и корректировка меры развитии
и характера коррекционно-педагогического влияния
субъектов коррекционно-образовательного процесса
Деление задач по этапам условно. Задача организационно-подготовительного этапа –
определение индивидуальных маршрутов коррекции речевого нарушения реализуется на
протяжении всего учебного процесса, вносятся коррективы с учётом динамики коррекции.

10

2.2. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Деятельность учителя-логопеда реализуется по следующим направлениям:
Направление 1. Диагностическая работа.
Направление 2. Коррекционно-развивающая работа.
Направление 3. Консультативная и информационно-просветительская деятельность с
родителями и педагогами.
Направление 4. Научно-методическая и аналитическая работа.
Направление 1. Диагностическая работа
Экспресс-обследование воспитанников ДОО на начало и конец учебного года. Проведение в
течение года диагностики речевого развития воспитанников по мере возникновения потребности
или по запросу участников образовательного процесса (воспитатели, родители, и т.д.).
Выявление динамики речевого развития детей, посещающих логопедические занятия.
Формулировка логопедического заключения для зачисленных вновь на логопедические занятия.
Составление отчета о логопедической работе и речевом развитии дошкольников,
занимающихся на логопедических занятиях, фиксирование его в индивидуальных речевых
картах.
Педагогическая диагностика учителя-логопеда направлена на определение уровня речевого
развития воспитанников.
Определение состояния речевого развития детей, зачисленных на логопедические занятия,
проводится учителем-логопедом с 1 по 15 сентября и с 16 по 31 мая.
В ходе обследования изучаются следующие составляющие речевую систему компоненты:
- фонематическое восприятие;
- артикуляционная моторика;
- звукопроизношение;
- сформированность звуко-слоговой структуры;
- навыки языкового анализа и синтеза;
- грамматический строй речи;
- навыки словообразования;
- понимание логико-грамматических конструкций;
- связная речь.
Диагностический инструментарий
Автор методики
Методики, дидактический материал
№
п/п
1
Волкова Г.А.
Методика психолого-логопедического обследования детей с
нарушениями речи. Учебно-методическое пособие. – СПб,
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 144 стр.
Экспресс-обследование звукопроизношения у детей
2
Коноваленко В.В.,
дошкольного и младшегошкольного возраста - М.: ГномКоноваленко С.В.
Пресс, 2000
3
Иншакова О.Б.
Альбом для логопеда. Москва. «Владос», 2008.
4

Нищева Н.В.

5

Нищева Н. В

6

Филичева Т. Б.,
Туманова Т.
В., Нищева Н.
В.

Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до
7 лет)
. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим
недоразвитием речи. СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. – 22
стр.
Комплексное обследование речевого и психомоторного
развития дошкольника 6-7 лет. Диагностический альбом.
СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. — 40 стр

11

Для качественного анализа особенностей развития речи и коммуникативной деятельности
детей, зачисленных на логопедические занятия, заполняются речевые карты воспитанников.
Для определения логопедического заключения с используются: сбор анамнестических
данных; беседы с родителями; наблюдение за детьми во время занятий, в режимных моментах, в
игре и т.д.; беседа с детьми; беседа с воспитателями
Направление 2. Коррекционно-развивающая работа
Учитель-логопед является координатором коррекционно-речевой работы в ДОО,
организует интегративную деятельность всех участников коррекционно-образовательного
процесса, главными субъектами которого являются ребенок с особыми образовательными
потребностями, педагогический коллектив, родители ребенка- логопата.
Коррекционно-развивающее направление работы логопеда в рамках функционирования
логопедического кабинета включает:
- занятия учителя-логопеда с воспитанниками по совершенствованию разных сторон
речи;
- совместную деятельность с воспитателями;
Коррекционная работа логопеда с детьми направлена на преодоление речевых и
психофизических нарушений путём проведения индивидуальных, подгрупповых, фронтальных
логопедических занятий.
Индивидуальная коррекционная работа включает те направления, которые соответствуют
структуре речевого нарушения конкретного ребенка.
Коррекция звукопроизношения
Форма организации обучения – подгрупповая и индивидуальная. Для подгрупповых
занятий объединяются дети одной возрастной группы, по принципу сходности структуры
речевого нарушения и особенностей развития детей. В течение года состав подгрупп может
меняться в зависимости от динамики преодоления речевого дефекта и по результатам
коррекционно- развивающей работы.
Подгруппы формируются по 2-4 человек, периодичность занятий – не менее 2 раз в неделю, не
более 30 минут для детей седьмого года жизни, не более 25 минут для детей шестого года
жизни.
Индивидуальная работа с детьми направлена на формирование артикуляционных
укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и
восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических
категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения
определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и
индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при
максимальном использовании всех анализаторов.
Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период
первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука.
Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния
строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляции
последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее
благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей
артикуляционной базы родного языка. Учитывается следующее:
 для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие
к различным фонетическим группам;
 звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсрочено во времени;
 окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе
дифференциации всех близких звуков.

12














Направление коррекционно-развивающей работы в подгруппах:
дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной:
воздушной; струи для правильного произношения звуков).
артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц
артикуляционного аппарата).
пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук).
автоматизация звуков в речи.
дифференциация звуков в речи.
развитие словаря;
формирование и совершенствование грамматического строя речи;
развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа;
развитие просодической стороны речи;
работа над слоговой структурой слова;
совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового
анализа и синтеза;
развитие связной речи и речевого общения.

Направление 3. Консультативная и информационно-просветительская работа с
родителями (законными представителями) и педагогами
Консультативная и информационно-просветительская работа
с родителями (законными представителями)
Консультативная и информационно-просветительская работа учителя-логопеда ДОО это информирование родителей по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые
нарушения.
Основными задачами консультативной и информационно-просветительской работы
учителя-логопеда с родителями являются:
- формирование у родителей положительной мотивации к взаимодействию с учителемлогопедом, другими педагогами по вопросам речевого развития детей;
- выработка у родителей адекватного отношения к особенностям речевой деятельности
детей;
- формирование (повышение) у родителей компетенции в вопросах речевого развития детей
разных возрастных групп и речевых расстройств;
- обучение родителей основным приёмам коррекционно-развивающей работы
(артикуляторная гимнастика, некоторые виды логопедических игр, основные правила
(алгоритмы) выполнения письменных заданий и т.д.);
- ознакомление родителей с различными видами дидактических пособий и методической
литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.
В течение учебного года консультативная и информационно-просветительская работа
учителя-логопеда включает:
- участие в родительских пятиминутках, экспресс–выступления на родительских собраниях,
рекомендация игр и упражнений для развития речевого дыхания, артикуляционной и мелкой
моторики ребенка, а также для развития психических процессов;
- проведение индивидуальных и групповых логопедических консультаций для родителей;
- оказание помощи родителям в порядке выполнения домашних рекомендаций.
Учителем-логопедом организуется как индивидуальное, так и групповое консультирование
родителей. Консультирование предполагает работу с запросом родителей с обязательной
разработкой соответствующих рекомендаций.

13

Месяц
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь

Календарный план работы с родителями
Вид работы
Содержание работы
Консультации.
Сообщение родителям о результатах диагностики,
дается характеристика речевого развития ребенка.
Консультации.

Знакомство родителей с основными приемами
постановки звуков, рассказывается и показывается, какие
упражнения выполнять дома, объяснение заданий,
записанных в тетради ребенка.
Показываются приемы индивидуальной коррекционной
работы с ребенком, отмечается его труд и успехи,
подсказывается, на что необходимо обратить внимание
дома. У каждого ребенка имеется своя тетрадь, где
фиксируется содержание логопедической работы.

Беседы для
родителей

Тема беседы:
- речевые нарушения и причины их возникновения.

Декабрь

Консультации.

Январь

Консультации

Февраль
Март
Апрель

Консультации.

Кратко освещается динамика речевого продвижения
каждого ребенка, определяются задачи и содержания
занятий в последний период обучения, требования к речи
детей. Подводятся итоги всей коррекционной работы.
Сообщение родителям о результатах диагностики,
дается характеристика речевого развития ребенка.
Знакомство родителей с основными приемами
постановки звуков, рассказывается и показывается, какие
упражнения выполнять дома, объяснение заданий,
записанных в тетради ребенка.
Показываются приемы индивидуальной коррекционной
работы с ребенком, отмечается его труд и успехи,
подсказывается, на что необходимо обратить внимание
дома. У каждого ребенка имеется своя тетрадь, где
фиксируется содержание логопедической работы.

Май

Беседы для
родителей
Консультации

Тема беседы:
- речевые нарушения и причины их возникновения
Кратко освещается динамика речевого продвижения
каждого ребенка, определяются задачи и содержания
занятий в последний период обучения, требования к речи
детей. Подводятся итоги всей коррекционной работы.

Консультативная и информационно-просветительская работа
с педагогами
Взаимосвязь учителя-логопеда с воспитателями на занятиях по развитию речи
Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия на занятиях по
развитию речи, а также в свободной деятельности (различные дидактические, подвижные игры для
развития речи).
Расширение и активизация словарного запаса детей. Рассказывание и чтение воспитателем
художественной литературы, рассматривание детьми картин и беседы по вопросам. Заучивание
программных стихотворений.
Развитие монологической речи осуществляется при составлении рассказов – описаний,
рассказов по картине и серии картин, пересказов знакомых сказок.
Проведение повседневного наблюдения за состоянием речевой деятельности детей,
14

осуществление контроля за правильным использованием поставленных или исправленных
звуков, отработанных на занятиях грамматических форм по рекомендациям логопеда в тетрадях
взаимодействия.
При организации образовательной деятельности прослеживаются приоритеты в работе
учителя-логопеда и воспитателей:
Приоритеты учителя-логопеда:
- звукопроизношение;
- фонематические процессы;
- языковой анализ

Приоритеты воспитателей:
- моторный праксис;
- психологическая база речи;
- обогащение и активация словаря

Направление 4. Научно-методическая и аналитическая работа
Научно-методическая работа учителя-логопеда
Научно-методическая работа учителя-логопеда включает:
- разработку методических рекомендаций для педагогов и родителей по оказанию
логопедической помощи детям;
- составление перспективного планирования;
- участие в работе методических объединений учителей-логопедов;
- обмен продуктивным профессиональным опытом (конференции, семинары, открытые
показы и др.);
- изучение и внедрение эффективных вариативных форм оказания коррекционной помощи;
- изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала по развитию и
коррекции речи;
- другое.
Аналитическая работа учителя-логопеда
Аналитическая работа учителя-логопеда позволяет ему своевременно выявлять
эффективность
проводимой
коррекционно-развивающей
деятельности,
осуществлять
мониторинг динамики развития каждого ребёнка.
Она включает:
- проведение контрольных срезов, тестовых заданий (при необходимости);
- анализ эффективности используемых средств, форм, методов коррекционной работы;
- заключение ПМПК по вопросам выпуска детей;
- анализ выполнение плана работы за учебный год, подготовка аналитического отчета.

2.3. ПЛАНИРОВАНИЕ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ
РАБОТЫ
ДЛЯ
ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФНР
2.3.1. Перспективное планирование логопедической работы для детей дошкольного
возраста с ФНР
Обследование детей (1-15 сентября)
1. Обследование состояния речи и неречевых психологических функций.
2. Заполнение речевых карт на каждого ребенка.

15

Перспективное планирование логопедической работы в группе с фонетическим недоразвитием речи
Развитие ОРН
Звукопроизношение

Лексика

Работа над
слоговой
структурой слова

Сентябрь, октябрь, ноябрь,
СЕНТЯБРЬ Ягоды (лесные и садовые) 1. Выработка четкого,
1. Работа над
3 неделя
координированного
односложными
СЕНТЯБРЬ
Грибы (съедобные и
движения органов
словами со
4 неделя
ядовитые)
речевого аппарата.
стечением согласных
ОКТЯБРЬ
Осень
2. Обучение детей
в начале и в конце
1 неделя
короткому и
слова.
ОКТЯБРЬ
Овощи.
бесшумному вдоху,
2. Работа над
2 неделя
спокойному
и
двухсложными
ОКТЯБРЬ
Фрукты
плавному выдоху.
словами без стечения
3 неделя
3.Подготовка
согласных.
ОКТЯБРЬ
Труд людей осенью
артикуляционного
3. Работа над
4 неделя
аппарата
к
НОЯБРЬ
слоговой структурой
Деревья (лиственные и
1 неделя
хвойные)
постановке звуков.
трехсложных слов со
НОЯБРЬ
Сезонная одежда, обувь, 4. Постановка и
стечением согласных
2 неделя
головные уборы
первоначальное
звуков.
НОЯБРЬ
Перелётные птицы
закрепление
3 неделя
неправильно
НОЯБРЬ
Дикие звери наших лесов произносимых звуков.
4 неделя
5. Автоматизация и
НОЯБРЬ
Домашние животные
дифференциация
5 неделя
поставленных звуков
ДЕКАБРЬ
Домашние птицы
1 неделя
ДЕКАБРЬ
2 неделя
ДЕКАБРЬ
3 неделя
ДЕКАБРЬ
4 неделя
ЯНВАРЬ
2 неделя

Развитие фонем.
анализа, синтеза

декабрь
1. Развитие
слухового
внимания на
материале
неречевых звуков.
2.Определение
наличия звука в
слове («Хлопни в
ладоши, если этот
звук в слове») -на
материале
изученных звуков.

Зимующие птицы
Зима
Новогодний праздник

Зимние забавы

Январь, февраль, март, апрель, май
1.Выработка четкого,
1.Работа над
1.Развитие
координированного
односложными
слухового
16

Грамматический
строй речи

1. Отработка

падежных окончаний
им. сущ. ед. числа.
2. Преобразование
сущ. в И.п. ед. ч. во
мн. числе.
3. Образование сущ.
с уменьшительноласкательными
суффиксами по
лексическим темам.
4.Согласование
числит. ДВА и ПЯТЬ
с сущ.
5.Согласование прил.
с сущ. в роде, числе и
падеже.
6.Практическое
употребление
предлогов.
3.Образование
притяжательных
прилагательных.

Развитие связной
речи

1.Составление
простых распр.
предложений.
2.Обучение
детей умению
задавать вопросы
и отвечать на
вопросы полным
ответом.
3. Закрепить
умение
самостоятельно
составлять
описательные
рассказы.
4.Обучать
составлению
рассказа по серии
картинок.
5.Составление
различных типов
сложноподчинен
ных предложений
с союзами и
союзными
словами.

Развитие ОРН
Звукопроизношение

Лексика
ЯНВАРЬ
3 неделя
ЯНВАРЬ
4 неделя
ЯНВАРЬ
5 неделя
ФЕВРАЛЬ
1 неделя
ФЕВРАЛЬ
2 неделя
ФЕВРАЛЬ
3 неделя
ФЕВРАЛЬ
4 неделя
МАРТ
1 неделя
МАРТ
2 неделя
МАРТ
3 неделя
МАРТ
4 неделя
АПРЕЛЬ
1 неделя
АПРЕЛЬ
2 неделя
АПРЕЛЬ
3 неделя
АПРЕЛЬ
4 неделя
МАЙ
1 неделя
МАЙ
2 неделя
МАЙ
3 неделя
МАЙ
4 неделя

Животные Севера

движения органов
речевого аппарата.
Дом, в котором ты
2.Обучение детей
живёшь
короткому и
Мебель
бесшумному вдоху,
спокойному и
Электроприборы
плавному выдоху.
3.Подготовка
Посуда
артикуляционного
Защитники Отечества аппарата к
постановке звуков.
4.Постановка и
Магазин. Продукты
первоначальное
закрепление
8 Марта. Мамин
неправильно
праздник
произносимых звуков.
Транспорт
5. Автоматизация и
дифференциация
Профессии
поставленных звуков

Работа над
слоговой
структурой слова

словами со
стечением согласных
в начале и в конце
слова.
2.Работа над
двухсложными
словами без стечения
согласных.
3.Работа над
слоговой структурой
трехсложных слов со
стечением согласных
звуков.

Семья
Цветы (садовые и
полевые)
Космос
Весна
Школа. Школьные
принадлежности
Речные и морские
рыбы
Праздник победы.
Животные жарких
стран
Насекомые

17

Развитие фонем.
анализа, синтеза

Грамматический строй
речи

Развитие
связной
речи

внимания на
материале
неречевых звуков.
2.Определение
наличия звука в
слове («Хлопни в
ладоши, если этот
звук в слове») -на
материале
изученных звуков.

1. Отработка падежных

1.Составление
простых распр.
предложений.
2.Обучение
детей умению
задавать вопросы
и отвечать на
вопросы полным
ответом.
3. Закрепить
умение
самостоятельно
составлять
описательные
рассказы.
4.Обучать
составлению
рассказа по
серии картинок.
5.Составление
различных типов
сложноподчинен
ных
предложений с
союзами и
союзными
словами.

окончаний им. сущ. ед.
числа.
2. Преобразование сущ.
в И.п. ед. ч. во мн.
числе.
3. Образование сущ.
с уменьшительноласкательными
суффиксами по
лексическим темам.
4.Согласование
числит. ДВА и ПЯТЬ
с сущ.
5.Согласование прил.
с сущ. в роде, числе и
падеже.
6.Практическое
употребление
предлогов.
3.Образование
притяжательных
прилагательных.

Месяц

СЕНТЯБРЬ
СЕНТЯБРЬ
ОКТЯБРЬ
ОКТЯБРЬ
ОКТЯБРЬ
ОКТЯБРЬ
НОЯБРЬ

НОЯБРЬ

НОЯБРЬ
НОЯБРЬ
НОЯБРЬ

Перспективное планирование работы по развитию фонематического анализа, синтеза, представлений
Неделя
Тема
Введение понятия «Звук».
Речевые и неречевые звуки.
3 неделя
Звук А. Выделение из ряда звуков, слогов, слов. Определение места звука А в слове (начало, середина,
конец). Понятие «гласный звук»
Звук А. Выделение из ряда звуков, слогов, слов. Определение места звука А в слове (начало, середина,
4 неделя
конец). Понятие «гласный звук»
Звук О. Выделение из ряда звуков, слогов, слов.
1 неделя
Определение позиции звука О в словах (начало, середина, конец). Понятие «гласный звук»
Звук И. Выделение из ряда звуков, слогов, слов.
2 неделя
Определение позиции звука И в слове (начало, середина, конец). Понятие «гласный звук»
Звук У. Выделение из ряда звуков, слогов, слов.
3 неделя
Определение позиции звука У в слове (начало, середина, конец). Понятие «гласный звук»
Звук Ы. Выделение из ряда звуков, слогов, слов.
4 неделя
Определение позиции звука У в слове (середина, конец). Понятие «гласный звук»
Звук Н. Выделение звука из слов.
Определение позиции звука Н в словах (начало, середина, конец).
1 неделя
Определение первого ударного гласного в слове.
Звук Т. Выделение из ряда звуков, слогов, слов.
Определение позиции звука Т в слове (начало, середина, конец).
2 неделя
Определение первого ударного гласного в слове.
Придумывание слов со звуками, отработанными на занятиях.
Звук К. Выделение звука из слов.
Определение позиции звука К в слове (начало, середина, конец).
3 неделя
Подбор картинок с заданными звуками.
Звук В. Выделение звука из слов.
Определение позиции звука В в слове (начало, середина).
4 неделя
Подбор картинок с заданными звуками.
Звук П. Выделение из ряда звуков, слогов, слов.
Определение позиции звука П в словах (начало, середина, конец).
5 неделя
Придумывание слов со звуками, отработанными на занятиях.

18

ДЕКАБРЬ

1 неделя

ДЕКАБРЬ

2 неделя

ДЕКАБРЬ

3 неделя

ДЕКАБРЬ

4 неделя

ЯНВАРЬ

2 неделя

ЯНВАРЬ

3 неделя

ЯНВАРЬ

4 неделя

Звук С. Выделение звука из слов.
Определение позиции звука С в словах (начало, середина, конец).
Подбор картинок с заданными звуками.
Звук Л. Выделение звука из слов.
Определение позиции звука Л в словах (начало, середина, конец).
Определение первого согласного звука в словах по лексической теме.
Звук Р. Выделение звука из слов.
Определение позиции звука Р в словах (начало, середина, конец).
Придумывание слов со звуками, отработанными на занятиях.
Звук Р. Выделение звука из слов.
Определение позиции звука Р в словах (начало, середина, конец).
Придумывание слов со звуками, отработанными на занятиях.
Звук А. Выделение из ряда звуков, слогов, слов.
Определение места звука А в слове (начало, середина, конец). Понятие «гласный звук»
Звук О. Выделение из ряда звуков, слогов, слов.
Определение позиции звука О в словах (начало, середина, конец). Понятие «гласный звук»
Звук И. Выделение из ряда звуков, слогов, слов.
Определение позиции звука И в слове (начало, середина, конец). Понятие «гласный звук»

ЯНВАРЬ

5 неделя

Звук У. Выделение из ряда звуков, слогов, слов.
Определение позиции звука У в слове (начало, середина, конец). Понятие «гласный звук»

ФЕВРАЛЬ

1 неделя

ФЕВРАЛЬ

2 неделя

ФЕВРАЛЬ

3 неделя

ФЕВРАЛЬ

4 неделя

МАРТ

1 неделя

Звук М. Выделение звука из слов.
Определение позиции звука М в словах (начало, середина, конец).
Подбор картинок с заданными звуками.
Звук З. Выделение звука из слов.
Определение позиции звука З в словах (начало, середина, конец).
Звук Придумывание слов со звуками, отработанными на занятиях.
Звук Б. Выделение звука из слов.
Определение позиции звука Б в словах (начало, середина, конец).
Определение первого ударного гласного в слове.
Звук Д. Выделение звука из слов.
Определение позиции звука Д в слове (начало, середина).
Подбор картинок с заданными звуками.
Звук Г. Выделение звука из слов.
Определение позиции звука Г в слове (начало, середина, конец).
Определение наличия заданного звука в слове.

19

МАРТ

2 неделя

МАРТ

3 неделя

МАРТ

4 неделя

АПРЕЛЬ

1 неделя

АПРЕЛЬ

2 неделя

АПРЕЛЬ

3неделя

АПРЕЛЬ

4 неделя

МАЙ

1 неделя

МАЙ

2 неделя

МАЙ

3 неделя

МАЙ

4 неделя

Звук Ч. Выделение звука из слов.
Определение позиции звука Ч в словах (начало, середина, конец).
Подбор картинок с заданными звуками.
Звук Ш. Выделение звука из слов.
Определение позиции звука Ш в словах (начало, середина, конец).
Придумывание слов со звуками, отработанными на занятиях.
Звук Ж. Выделение звука из слов.
Определение позиции звука Ж в словах (начало, середина).
Придумывание слов со звуками, отработанными на занятиях.
Звук Х. Выделение звука из слов.
Определение позиции звука Х в словах (начало, середина, конец).
Подбор картинок с заданными звуками.
Звук Ц. Выделение звука из слов.
Определение позиции звука Ц в словах (начало, середина, конец).
Подбор картинок с заданными звуками.
Звук Щ. Выделение звука из слов.
Определение позиции звука Щ в словах (начало, середина, конец).
Придумывание слов со звуками, отработанными на занятиях.
Звук Ф. Выделение звука из слов.
Определение позиции звука Ф в словах (начало, середина, конец).
Подбор картинок к схеме (начало, середина, конец слова)
Звук Л. Выделение звука из слов.
Определение позиции звука Л в словах (начало, середина, конец).
Подбор картинок к схеме (начало, середина, конец слова)
Звук Р. Выделение звука из слов.
Определение позиции звука Р в словах (начало, середина, конец).
Определение первого звука в слове. Составление из этих звуков нового слова.
Звук Р. Выделение звука из слов.
Определение позиции звука Р в словах (начало, середина, конец).
Определение первого звука в слове. Составление из этих звуков нового слова.
Составление цепочек слов: аист-ток –кран-носорог и т.д.
Определение первого звука в слове. Составление из этих звуков нового слова.

20

2.3.2. Перспективное планирование индивидуальной работы
Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, после завершения
обследования. Вся индивидуально-подгрупповая коррекционная работа делится условно на
несколько этапов.
I. Подготовительный
Задача — тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой
коррекционной работе, а именно:
а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;
б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных
упражнениях;
в) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной
достаточности для постановки звуков;
г) в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики;
Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей
коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и больших
затрат времени.
II. Формирование произносительных умений и навыков
Задачи:
а) устранение дефектного звукопроизношения;
б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и
акустически;
в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически
чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе:
1. Постановка звуков: свистящие [С], [3], [Ц], [С'], [3'], шипящий [Ш], сонор [Л], шипящий
[Ж], соноры [Р], [Р'], шипящие [Ч], [Щ].
Способ постановки смешанный.
Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):
 для свистящих: "Улыбка", "Заборчик", "Лопатка", "Желобок", "Щеточка", "Футбол",
"Фокус"
 для шипящих: "Трубочка", "Вкусное варенье", "Чашечка", "Грибок", "Погреем руки"
 для [Р], [Р']: "Болтушка", "Маляр", "Индюк", "Лошадка", "Грибок", "Барабанщик",
"Гармошка", "Пулемет"
 для [Л]: "Улыбка", "Лопатка", "Накажем язык".
Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.
2. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по мере постановки может
проводиться как индивидуально, так и в подгруппе:
 [С], [3], [Ш], [Ж], [С'], [3'], [Л'] автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в
обратных и в последнюю очередь — в слогах со стечением согласных;
 [Ц], [Ч], [Щ], [Л] – наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением
согласных;
 [Р], [Р'] можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно
вырабатывать вибрацию.
3. Автоматизация звука в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же
последовательности.

21

По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в
словах с данным слогом.
Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами
объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.
4. Автоматизация звуков в предложениях.
Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные
предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с
данным словом.
5. Дифференциация звуков:
[С]-[3], [С]-[С'], [С]-[Ц], [С]-[Ш];
[Ж]-[3], [Ж]-[Ш];
[Ч]-[С'], [Ч]-[Т], [Ч]-[Щ];
[Щ]-[С'], [Щ]-[Т'], [Щ]-[Ч], [Щ]-[Ш];
[Р]-[Л], [Р]-[Р'], [Р']-[Л'], [Р']-[Й], [Л']-[Л].
6. Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх,
развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и др.).
III. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового
анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения
IV. Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления
на отработанном в произношении материале
V. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков:
 лексические и грамматические упражнения;
 нормализация просодической стороны речи;
 обучение рассказыванию.
2.4. ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ, СПОСОБЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда конкретизируется в
соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения.
Эффективность коррекционно-развивающей работы определяется чёткой организацией детей в
период их пребывания в ДОО, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и
преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: учителя-логопеда, других
педагогических работников, родителей (законных представителей).
На коррекционно-развивающих занятиях с помощью специальных игр и упражнений
создаются условия для повышения работоспособности детей, преодоления психоэмоционального
напряжения, стабилизации эмоционального фона, развития мотивации к участию в организованной
взрослым деятельности и профилактике конфликтов между детьми.
Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых
условно выделяются наглядные, словесные и практические.
Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи, словесные – на
обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы.
Практические методы используются при формировании речевых навыков путем широкого
применения специальных упражнений и игр. К практическим методам можно отнести метод
моделирования и метод проектов.
Метод моделирования является одним из перспективных направлений совершенствования

22

процесса коррекционно-развивающего обучения и активно применяется в нашем детском саду.
Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности детей. У
ребенка, владеющего формами наглядного моделирования появляется возможность применить
заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, очем рассказывают
взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий. Введение наглядных моделей
позволяет более целенаправленно закреплять навыки в процессе коррекционного обучения.
Форма организации обучения – подгрупповая и индивидуальная.
В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми-дошкольниками по всем
направлениям развития является игровая деятельность. Рабочая программа учитывает это
положение, но предполагает, что занятие остается одной из основных форм работы с детьми,
имеющими нарушенияречи при максимальном использовании игровых форм в рамках каждого
занятия.
Организация образовательного процесса
При комплектовании групп для занятий учитывается не только структура речевого
нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень его
работоспособности. Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму
логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и
сверстниками. Обеспечивается реализация здоровьесбережения по охране жизни и здоровья
воспитанников в образовательном процессе.
Продолжительность подгрупповых занятий учитывает возраст детей, соответствует
нормативным требованиям.
Организация деятельности учителя-логопеда в течение года определяется целями и задачами
рабочей программой.
Логопедическое обследование проводится с 1 по 15сентября.
Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября по
расписанию, составленному учителем-логопедом.
Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные
по характеру и степени выраженности речевые нарушения.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов
речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребёнка.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью
выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими
особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут. Частота занятий
для детей с ФНР – 2 раза в неделю.
Продолжительность коррекционно-развивающей работы в значительной степени обусловлена
индивидуальными особенностями детей.
Учет календарного плана воспитательной работы
При выборе содержания занятия учитель-логопед
воспитательной работы образовательного учреждения.

учитывает

календарный

план

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Успешная реализация рабочей программы обеспечивается следующими психологопедагогическими условиями:
1) признание детства как уникального периода в становлении человека, понимание
неповторимости личности каждого ребёнка, принятие воспитанника таким, какой он есть, со всеми
его индивидуальными проявлениями; проявление уважения к развивающейся личности, как высшей
ценности, поддержка уверенности в собственных возможностях и способностях у каждого
воспитанника;

23

2) решение образовательных задач с использованием как новых форм организации процесса
образования (проектная деятельность, образовательная ситуация, образовательное событие и
другое), так и традиционных (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия). При этом
занятие рассматривается как дело, занимательное и интересное детям, развивающее их;
3) обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного
процесса (опора на опыт детей, накопленный на предыдущих этапах развития, изменение форм и
методов образовательной работы, ориентация на стратегический приоритет непрерывного
образования - формирование умения учиться);
4) учёт специфики возрастного и индивидуального психофизического развития обучающихся
(использование форм и методов, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям
детей (в т.ч. их речевому развитию));
5) создание развивающей и эмоционально комфортной для ребёнка образовательной среды,
способствующей развитию ребёнка и сохранению его индивидуальности, в которой ребёнок
реализует право на свободу выбора деятельности, партнера, средств и прочее;
6) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми,
ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную
ситуацию его развития;
7) индивидуализация образования (в т.ч. поддержка ребёнка, построение его образовательной
траектории) и оптимизация работы с группой детей, основанные на результатах педагогической
диагностики (мониторинга);
8) оказание ранней коррекционной помощи детям с особыми образовательными
потребностями на основе специальных психолого-педагогических подходов, методов, способов
общения и условий, способствующих получению ДО, социальному развитию этих детей, в т.ч.
посредством организации инклюзивного образования;
9) совершенствование образовательной работы на основе результатов выявления запросов
родительского и профессионального сообщества;
10) психологическая, педагогическая и методическая помощь и поддержка, консультирование
родителей (законных представителей) в вопросах обучения, воспитания и развитии детей, охраны и
укрепления их здоровья;
11) вовлечение родителей (законных представителей) в процесс реализации образовательной
программы и построение отношений сотрудничества в соответствии с образовательными
потребностями и возможностями семьи обучающихся;
12) формирование и развитие профессиональной компетентности педагогов, психологопедагогического просвещения родителей (законных представителей) обучающихся;
13) непрерывное психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных
отношений в процессе реализации рабочей программы, обеспечение вариативности его
содержания, направлений и форм, согласно запросам родительского и профессионального
сообществ;
14) взаимодействие с различными социальными институтами (сферы образования, другими
социально-воспитательными субъектами открытой образовательной системы), использование форм и
методов взаимодействия, востребованных современной педагогической практикой и семьей,
участие всех сторон взаимодействия в совместной социально-значимой деятельности;
15) использование широких возможностей социальной среды, социума как дополнительного
средства развития личности, совершенствования процесса её социализации;
16) предоставление информации об особенностях организации образовательного процесса
семье, заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой
общественности;
17) обеспечение возможностей для обсуждения рабочей программы, поиска, использования
материалов, обеспечивающих её реализацию, в т.ч. в информационной среде.

24

3.2. ОСОБЕННОСТИ
ОРГАНИЗАЦИИ
РАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРЕДМЕТНОПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
РППС рассматривается как часть образовательной среды и фактор, обогащающий
развитие детей. РППС выступает основой для разнообразной, разносторонне развивающей,
содержательной и привлекательной для каждого ребёнка деятельности.
Развивающая предметно-пространственная среда в кабинете учителя-логопеда включает
следующие компоненты.
3.2.1. Центры развития
Центр речевого и креативного развития
Зеркало с лампой дополнительного освещения.
Скамеечка или несколько стульчиков для занятий у зеркала.
Соски, шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки.
Дыхательные тренажеры, игрушки и пособия для развития дыхания (свистки, свистульки,
дудочки, воздушные шары и другие надувные игрушки, мыльные пузыри, перышки, сухие
листочки, лепестки цветов и т. д.).
Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков всех групп (слоги, слова,
словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, тексты, словесные игры).
Логопедический альбом для обследования звукопроизношения.
Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематическойсистемы речи.
Предметные картинки по изучаемым лексическим темам, сюжетные картинки, серии
сюжетных картинок.
Лото, домино по изучаемым лексическим темам
Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциациизвуков всех
групп.
Настольно-печатные дидактические игры для автоматизации идифференциации звуков всех
групп.
Настольно-печатные игры для совершенствования грамматического строяречи.
Раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию навыков
звукового и слогового анализа и синтеза, навыков анализа и синтеза предложений (семафоры,
разноцветные флажки, светофорчики для определения места звука в слове, пластиковые кружки,
квадраты, прямоугольники разных цветов и т.п.)
Настольно-печатные дидактические игры для развития навыков звукового ислогового анализа и
синтеза («Подбери схему», «Волшебные дорожки», «Раздели и забери», «Разложи картинки» и т.п.).
Разрезной алфавит.
Игры и пособия для обучения грамоте и формирования готовности к школе («Составь слова»,
«Причитай по первым буквам», «Распутай слово» «У когобольше слов», «Буква потерялась»,
«Скоро в школу» и т.п.).

Центр сенсорного развития
Звучащие игрушки (металлофон, пианино, свистки, дудочки,колокольчики, бубен, маракасы).
Звучащие игрушки-заместители.
Карточки с наложенными и «зашумленными» изображениями предметов по всем лексическим
темам, игры типа «Узнай по силуэту», «Что хотел нарисовать художник?», «Найди ошибку
художника», «Распутай буквы», «Волшебные дорожки».
«Волшебный мешочек» с мелкими предметами по всем лексическим темам.
Центр моторного и конструктивного развития
Плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по всем изучаемым
лексическим темам, трафареты, клише, печатки.

25

Разрезные картинки и пазлы по всем изучаемым темам (8-12 частей).
Массажные мячики разных цветов и размеров.
Игрушки-шнуровки, игрушки-застежки.
Мозаика и схемы выкладывания узоров из нее.
3.2.2. Методические пособия
Для проведения логопедического обследования:
1. Обследование звукопроизношения;
2. Обследование понимания речи;
3. Обследование связной речи;
4. Обследование грамматического строя речи;
5. Обследование состояния словарного запаса;
6. Обследование фонематического восприятия, фонематического анализа исинтеза,
фонематических представлений;
7. Обследование слоговой структуры слова;
8. Счетный материал для обследования;
9. Разрезные картинки для обследования на 2-4-6-8 частей;
10. Картинки и тексты.
Для формирования правильного звукопроизношения:
1. Артикуляционные упражнения (карточки);
2. Материал для автоматизации звуков в словах, предложениях, текстах;
3. Пособия для работы над речевым дыханием;
4. Альбомы на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков;
5. Тексты и картотеки на автоматизацию поставленных звуков.
Для формирования фонематического восприятия, звукового анализа:
1. Сигнальные кружки на дифференциацию звуков;
2. Цветные фишки для звукобуквенного анализа;
3. Предметные картинки на дифференциацию звуков;
Для обучения грамоте (чтению и письму):
1. Бумажный алфавит;
2. Наборы предметных картинок для деления слов на слоги;
3. Логопедические буквари;
Для обогащения словарного запаса и формирования грамматического строя речи:
1. Предметные картинки (ягоды; головные уборы; мебель; птицы; растения; обувь; продукты;
грибы; одежда; посуда; игрушки; насекомые; профессии; деревья; животные и их детеныши;
инструменты; времена года; овощи; фрукты);
2. Предметные картинки на подбор антонимов;
3. Предметные картинки на подбор синонимов;
4. Многозначные слова;
5. Предметные картинки «один-много»;
6. Схемы предлогов;
7. Пособия на составление предложений с простыми и сложными предлогами;
8. Пособия на согласование слов;
Для развития связной речи:
1. Серии сюжетных картинок;
2. Сюжетные картинки;

26

3. Предметные картинки для составления сравнительных и описательныхрассказов;
3.2.3. Основная документация
Необходимым условием реализации рабочей программы коррекционной образовательной
деятельности учителя-логопеда в условиях логопедического пункта ДОО является наличие
основной документации:
1. Журнал учета посещаемости логопедических занятий детьми;
2. Журнал обследования речи детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение
(с 3 до 7 лет);
3. Журнал регистрации детей, нуждающихся в коррекционной (логопедической) помощи;
4. Речевая карта на каждого ребенка с указанием даты начала и окончания занятий;
5. Рабочая программа учителя-логопеда ДОО;
7. Календарный план работы учителя-логопеда.
7. Отчеты об эффективности коррекционной (логопедической) работы за учебный год (за
последние три года);
3.3. ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям (для
преодоления лексико-грамматического недоразвития у дошкольников с ОНР»
2. Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям (для
преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников»
3. Александрова Т.В. «Практические задания по формированию грамматического строя
речи»
4. Богомолова А.И. «Логопедическое пособие для занятий с детьми»
5. Ефименкова Л.Н. «Коррекция звуков речи у детей»
6. Каше Г.А., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с
фонетико-фонематическим недоразвитием. (7 год жизни)
7. Крупенчук О.И. «Научите меня говорить правильно»
8. Нищева Н. В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с
ОНР»
9. Успенская Л.П., Успенский М.Б. «Учись правильно говорить»
10. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетикофонематическим недоразвитием. (старшая группа детского сада)
3.4. ОРГАНИЗАЦИЯ
УЧЕБНЫЙ ГОД

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

НА

2025–2026

График работы учителя-логопеда
Нагрузка (ставка) - 0,5 Количество
часов в неделю – 10
15.00-15.30

15.45-16.15
16.30-17.00
Индивидуальная работа

Подгрупповые
занятия- I подгруппа

Подгрупповые
занятия- II подгруппа

Понедельник
Вторник

Индивидуальная работа

Среда
Четверг

Пятница

Подгрупповые
занятия-III подгруппа

Подгрупповые
занятия- I подгруппа

Подгрупповые
занятия- II подгруппа
Индивидуальная работа

27

Подгрупповые
занятия-III подгруппа

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».